Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Что делают алтарники?

Каждый раз, бывая на богослужении, мы, видим, как в алтаре вместе со священниками и диаконами находятся мужчины и юноши, а нередко и мальчики, облаченные в стихари – специальную священную одежду длинного покроя с широкими рукавами. В древней церковной традиции их было принято называть пономарями, а в недавнем советском прошлом их звали алтарниками. Теперь же в церковном употреблении оба этих названия – в зависимости от принятой в храме традиции. Мне ближе более древнее именовании, хотя многим моим знакомым более привычно выражение алтарник. Но как стать пономарем и чем предстоит заниматься в алтаре, если ты не священнослужитель?

Путь каждого пономаря в алтарь складывается по-разному: кого-то о помощи попросил приходской священник, кто-то выразил самостоятельное желание, кто-то принял решение посвятить свою жизнь служению Церкви в священном сане и проходит обязательную перед рукоположением пономарскую практику. Кто-то стал привлекаться к алтарному служению через занятия в воскресной школе, а за кого-то просто попросили батюшку родители. В целом, нет единого правила или процедуры, фактически все оставляется на благоусмотрение приходского настоятеля.

Я хорошо помню, когда сам в первый раз вошел в алтарь и оказался по другую сторону иконостаса. По просьбе священника меня с еще одним прихожанином попросили вынести из алтаря бак со святой водой. После этого случая настоятель обратил на меня более пристальное внимание и со временем стал привлекать для оказания помощи при генеральных уборках алтаря к праздникам Рождества и Пасхи, а также к престольному храмовому торжеству.

Уборка алтаря является одной из главных обязанностей пономарей. В обычный день она может ограничиваться мытьем пола, чисткой ковров, протиранием пыли и чисткой кадила от остатков угля и ладана. Однако в преддверии великих и двунадесятых праздников моется, протирается и чистится до блеска, без преувеличения, весь алтарь и его принадлежности, разумеется, за исключением престола и жертвенника, которых имеют права касаться только священники и диаконы.

Вскоре все время богослужений я стал проводить в алтаре, постепенно погружаясь все глубже в пономарские обязанности. Сначала мне нужно было научиться разжигать кадило и запомнить, в какие моменты необходимо его подавать священнику или диакону. Также следовало запомнить, в какие моменты богослужения нужно зажигать выносные свечи для входа с кадилом или Евангелием, или великого входа.

На самом деле, для достойного пономарского служения требуется хорошее знание церковного устава. Тем более, что богослужения великопостного и пасхального периодов сильно отличаются от остального времени года. Алтарнику важно разбираться в литургических особенностях, нужно знать чинопоследования таинств Крещения и Венчания и иных треб. Кроме того, пономарю важно уметь читать на церковнославянском языке, так как нередко кроме прислуживания в алтаре алтарников привлекают еще и к чтению часов, шестопсалмия, апостола, кафизм, канонов. Без навыка и умения здесь не обойтись. Вот почему к каждому богослужению пономарю прходится тщательно готовиться. Он должен появляться в алтаре задолго до священника, а уходить намного позже него. Иначе все может пойти наперекосяк.

По сути, пономарское послушание предоставляет единственную возможность мирянину входить в алтарь и быть одним из активных участников богослужения. Но это участие в богослужении должно выражаться не в простом хождении со свечами и своевременной подаче священнослужителям кадила. Выполняя алтарные обязанности, пономарь должен соучаствовать в общей молитве, держа ум на тех словах, которыми в настоящий момент молится Церковь. Ведь ядром, стержнем, сердцевиной любого чинопоследования является молитва, а все остальные действия лишь ей сопутствуют.

Пономарское служение нельзя назвать простым или легким, оно требует от человека особенной мобилизации душевных и телесных сил не только за богослужением, но и при его подготовке, а также после окончания службы. Со временем каждый пономарь начинает чувствовать себя в алтаре «как рыба в воде», и в этот момент главное суметь сохранить чувство благоговения перед святостью алтаря. А для этого о высоте своего служения необходимо помнить и в повседневной жизни, когда мы не находимся в храме или возле престола. Всем нам, вне зависимости от того места, где мы обычно пребываем в храме, важно вне церковного здания строго следить за своими словами и поступками, сверяя их со словом Евангельской Истины.

Павел Рябчевский

фото из блогов священника Константина Пархоменко и Александра Каменского