Мы привыкли к тому, что женщины в храме всегда пропускают мужчин вперед. Часто можно видеть и слышать, как незнакомых с церковным обиходом женщин и девушек старожилы храма оттесняют в сторону в очереди на причастие: «Мужчин вперед пропустите». Откуда взялась эта традиция, и есть ли соответствующие канонические правила?
Насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (в миру Афанасий Гумеров) отвечает на этот вопрос так: «Никаких уставных указаний на очередность причастия мирян нет. К святой Чаше должен первым подходить тот, кто ближе к ней стоит. Разумно пропустить вперед инвалидов и болящих, потому что им трудно стоять»
Известный миссионер протоиерей Димитрий Смирнов тоже не упоминал каких-либо правил, а комментировал традицию как чисто практическую: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». Да и в нашем «Орловском» храме, прислушайтесь, священники не говорят о разделении: «Сначала младенцы, потом все исповедавшиеся».
Как оказалось, никаких канонических правил о том, что миряне должны выстраиваться в очередь на причастие согласно полу, просто нет.
Зато есть апостольское правило: «Пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Никакого разделения среди мирян, «весь народ по порядку». Логично пропустить вперед младенцев.
Но если тому, чтобы пропускать мужчин вперед, апостолы не учили, то откуда же взялась эта традиция? Клирик Ровеньковской епархии протоиерей Александр Авдюгин пишет о том, что так поступать советовал святитель Игнатий Брянчанинов. Но это был лишь совет, который не стал правилом, не вошел в Устав Церкви. «Мы прекрасно знаем, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, т.е. для Бога мы все одинаково дороги, так зачем же и здесь устраиваем гендерное деление?» – пишет протоиерей Александр.
В самой традиции, когда женщина смиренно стоит позади, а мужчина первым – как глава семьи – подходит к Чаше, нет ничего дурного. Дурное в том, как эта традиция воплощается на деле. Странно наблюдать за тем, как еле стоящая на ногах бабушка должна сторониться и ждать, пока не пройдут все молодые крепкие парни. Ещё хуже, когда из очереди начинают «выдергивать» людей, делать им замечания.
Наверное, эта традиция укоренилась из желания женщин смирить себя. Но разве смирение руководит людьми, которые в очереди на причастие начинают раздавать указания: «Вы проходите, а вы пропустите»? Если вам кажется эта традиция приемлемой, то соблюдайте её, но не заставляйте это делать других людей. Такого правила просто не существует. Не нужно толкать мужчин в спину и заставлять их проходить вперед, не надо оттеснять женщин, не знающих этой традиции.
Лучше, подходя ко причастию, молиться и быть сосредоточенным, тогда вы и не заметите, кто стоит перед вами, а кто – после вас.
Публикация приходской газеты «Пеликан»
«Орловского» храма Набережных Челнов