Про бурлаков, хлебные биржи, основателях Голливуда, родом из Рыбинска и польский костел (самый восточный католический храм в Европе) - ищите в первой части рассказа. А мы начнем прямиком с Красной площади.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Нетипичный Ильич на постаменте Александра II стоит между двумя Гостиными дворами.
Справа Красный (с желтыми фасадами, 1873-1877), его предыдущее здание и должны были сломать для строительства собора, если бы ревнители победили прагматиков из прошлой части про Рыбинск), слева Мучной (1790-1830). Оба само собой много раз перестраивались, получали какие-то вкрапления, и Красный ныне превратился в обычный квартал, а вот Мучной по сей день использует по назначению.
А памятник вождю мирового пролетариата был открыт 6 ноября 1959 года. Скульптор - Хас Булат Нурбекович Аскар - Сарыджа. Памятник отличается от всех известных изображений Ленина: вождь представлен в зимней одежде. Скульптура из бронзы установлена на красном гранитном пьедестале. Пьедестал, кстати, некогда действительно был изготовлен для другой скульптуры – памятника Александру II (архитектор А.М. Опекушин, 1914 год), в 1918 году его сменил памятник труду с изображением серпа и молота, затем гипсовый бюст Ленина (1923 год), позже (1934 год) была установлена скульптура Ленину в полный рост с поднятой правой рукой.
Итак, если от Красной площади до Соборной - Красный гостиный двор, то от Красной до Стоялой - Мучной. Он, как уже говорили, сохранился и используется по назначению. В основе его корпуса 18 века, но нынешний облик 1860-х годов. Если заглянуть под арку покажется, что мы на Апрашке в старой части Петербурга, или, скажем, на Сенном или Сытном рынке. В Рыбинске, кстати, рынок называется Мытным.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА. МОСТ
В волжском фасаде Рыбинска 6-пролётный автодорожный мост через Волгу (длина 720 м) смотрится как родной, и даже не сразу задумаешься о том, насколько он молод - построен в 1957-1963 годах. Рыбинский мост — уникальная архитектурная постройка, в сочетании со Спасо-Преображенским собором - самая узнаваемая достопримечательность Рыбинска.
А его архитектором стал человек по фамилии Уланов (родной брат всемирно известной балерины). Уже в 1939 году была установлена первая часть бетонных опор моста. Но в 1941 строительство было остановлено из-за начала Великой Отечественной войны. И только в 1955 году оно возобновилось. К месту строительства были подведены железнодорожный мост, а на берегу Волги построен военный завод. Поставка всех материалов осуществлялась через железнодорожное сообщение Ярославль — Рыбинск, с устройством временного деревянного моста чрез реку Черемуху.
Что интересно, хотя мост тут всего один, местные уверяют, что ни разу не видели на нём пробок. То есть 200-тысячному городу его хватает.
А ещё Рыбинск удивляет количеством общественного транспорта, в первую очередь троллейбусов, порой, едущих наперегонки друг с другом. Один даже успел загореться, пока мы в гостиницу селились. Тушить приехал расчет пожарных прямо к нам под окна.
ПЯТАЯ НЕ ОСТАНОВКА. ГЭС, ШЕКСНИНСКОЕ ШОССЕ
В РАЙОНЕ УЛИЦЫ РОКОССОВСКОГО
Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его третьей ступенью. На момент строительства была второй по величине гидроэлектростанцией СССР после Днепрогэса и одной из самых мощных электростанций страны. Сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной, особенно в период битвы за Москву. Чтобы поддержать столицу 18 ноября 1941 года (!) тут был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942-го - второй. И это - с использованием временных навесов и брезентовых шатров. Фактически страна тогда запустила недостроенную ГЭС, достраивали уже после войны.
Рыбинская ГЭС — сооружение, выдерживающее напор Рыбинского водохранилища, одного из самых больших искусственных водоемов мира (восьмое по площади в мире). К сожалению, у нас ни одного фото этого объекта, снимать на нем запрещено, видео будет ниже.
В двадцатом веке Рыбинск вышел из ряда обыкновенных городов — драматичная «стройка века», сооружение гидроузла, изменила условия жизни миллиона человек. Мы въехали на плотину «с чёрного хода». А главный въезд, по кратчайшей дороге из города, отмечен вот этой гигантской скульптурой Матери Волги (1953, высота 28 м).
Тут же рядом, в местечке Переборы - мемориальный камень жертвам Волголага, созданного в 1935 году для строительства Угличской и Рыбинской ГЭС. К 1941-му в нём содержалось 85 тысяч человек, из них 15-20% - политзаключённых. Центром Волголага стали именно Переборы (управление лагеря находилось в затопленном монастыре), в 1942 году повышенные до рабочего посёлка, и в 1944 включённые в состав Рыбинска. Лагерь расформировали после войны, а в 1949-1950 годах рядом с ГЭС, уже появились крупные заводы, так, Переборы окончательно стали промышленной окраиной.
На видео выше видна сама ГЭС, её Шекснинский створ с почти готическим зданием машинного зала. Да, да, она стоит не на Волге, а на Шексне. Само здание 210 метров в длину и 35 - в высоту, а дамбы по берегам Шексны тянутся на несколько километров. Здание Рыбинской ГЭС и её судоходные шлюзы на сегодняшний день являются памятником архитектуры.
Надо сказать, мощность Рыбинской ГЭС невелика - всего 356 МВт, среди ГЭС на Волге она третья с конца после Иваньковской и Угличской, а среди электростанций России абсолютно средненнькая, большинство московских и петербургских ТЭЦ мощнее неё в разы каждая.
На последних кадрах видео - устье Шексны в естественном русле. Дадим еще немного цифр для сравнения!
Само водохранилище площадью 4,5 тыс. квадратных километров оно 3-е по величине как среди естественных озёр Европы (после Ладожского и Онежского), так и среди водохранилищ России - после Куйбышевского на Волге и Братского на Ангаре.
Но только другие водохранилища России узкие и длинные, Рыбинское же необычайно широко, куда как больше похоже на классическое озеро. Собственно, оставленное ледником озеро здесь и было в незапамятные времена, и ГЭС по сути просто вновь заполнила его древнее ложе. Причём рельеф Волги оно почти и не изменило - большая часть водохранилища разлилась вдоль Шексны и Мологи, сделав волжским городом Череповец, отобравший со временем у Рыбинска роль главного речного порта и ворот Волго-Балтийского пути.
А на Волго-Балте мы уже бывали... Этот снимок сделан с парома на переправе у Липина Бора (близ Белозерска):
Польза от водохранилищ безусловна - они (а тут их целая система, рыбинское не единственное) существенно улучшило условия судоходства между Волгой и Балтикой. Но масштабы катастрофы этой пользе явно несоразмерны: на затопленной территории было несколько городов (12, кажется, в том числе известные Молога и частично уцелевшие Калязин и Весьегонск), тысячи сёл и деревень, усадьбы и монастыри, и... сотни тысяч человек населения.
Люди, конечно, не погибли (хотя в сети приходилось читать и про приковавших себя к хатам стариков, и про стремительно поднимающуюся воду, - на самом деле по 7-10 сантиметров в год, кажется). Жители, конечно же, были расселены по окрестным районам, не добровольно, так насильно (вспомните, какие времена это были!). Однако под воду только из-за Рыбинского моря ушло 9% Ярославской области.
Изначально ГЭС планировалась и вовсе Ярославская и даже была построена инфраструктура на 60% вокруг будущей Ярославской ГЭС около села Норское (ныне район Ярославля), и тогда затоплен был бы сам Рыбинск, заводами которого советская власть жертвовать отказалась.
Сейчас на полуострове между Шексной и Мологой действует Дарвиновский заповедник, как раз изучающий влияние водохранилища на окружающую природу: увеличилась ли влажность, усились ли ветры...
Оставайтесь с нами! Дальше - интереснее.
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас