В 1970-е – 1980-е годы в Перми идет масштабная реализация программы монументальной пропаганды. Одним из наиболее значимых явлений в монументальном искусстве Перми стала деятельность Рудольфа Борисовича Пономарева. Ему принадлежит авторство более чем десятков монументальных произведений и еще более обширного круга декоративных работ для интерьеров общественных зданий. [1]
Бетонные барельефы на домах Паркового проспекта в Перми - не самые яркие и, вероятно поэтому - малоизвестные работы художника. Тем не менее, они довольны интересны с точки зрения используемых автором образов и их значений в контексте развития МДИ (монументально-декоративного искусства) в СССР.
Панно на фасаде жилого доме по адресу Парковый проспект 54/1 создано в конце 1980-х годов. Его можно увидеть со стороны улицы Зои Космодемьянской.
Попробуем «прочитать» составляющие его образы. На нижнем ярусе изображены растения: слева - колосья (скорее всего рожь), справа цветы. Советское искусство прославляло землю как источник хлеба насущного, не забывая о красоте цветения природы, как дикой, так и покоренной. Мне сложно определить видовую принадлежность цветов (возможно ее там в принципе нет), но выглядят они скорее цветами на клумбе или газоне, нежели в поле. Здесь же, на нижнем ярусе панно начинается ферма некой индустриальной конструкции, предположительно подъемного крана.
На втором ярусе мы вновь видим индустриальные образы: котлы, трубы, окутанные не то дымом, не то паром. Они не пересекаются с изображением растений, отделены от них. Между промышленностью и природой нет композиционного единства, но нет и конфликта. Место промышленности в этой части панно четко обозначено «над» природой: человек труда возвышается над ней, подчиняет ее себе, но не разрушает.
На третьем ярусе появляется узнаваемая кабина подъемного крана с сидящим внутри крановщиком. Рабочий молод, в его осанке, позе есть что-то механическое. Его фигура очень плотно вписана в тесное пространство кабины, как будто он часть машины, ее продолжение, а не наоборот.
Четвертый ярус - рабочий с мастерком. Он тоже молод, но, в отличие от своего коллеги-крановщика не слит с механизмом. Скорее он выглядит как творец рядом со своим творением - строящимся домом (направление взгляда вверх, вместе с поднятым мастерком, намекает на незавершенность работы).
Самый интересный - пятый ярус панно, где находятся полуабстрактные изображения человеческих фигур, объединенных со знаками воды (женская фигура слева) и воздуха (мужская фигура справа). Металлическая ферма на этом ярусе заканчивается, уступая место горящему факелу, расположенному между человеческими фигурами. Мне не удалось найти документов, раскрывающих авторский замысел, но реестр значений образа горящего факела в советской культуре невелик: светоч знаний, пламя борьбы, символ прогресса, наконец - олимпийский огонь. В данном случае идея прогресса кажется более подходящей, что поддерживается символами воздушной и водной стихий на месте ног человеческих фигур (покоренность природы).
На верхнем ярусе композиция завешается изображением солнца, лучи которого соединяются с лучами света факела под углом, в результате чего возникает ощущение перспективы.
Собирательный образ представляет типичные для советской культуры идеи строительства нового мира (подобно возведению нового здания), мирного прогресса и роста благополучия жителей советских городов, в частности - Перми. Кстати, панельные дома этой серии риэлторы часто называют «домами с улучшенной планировкой».
Монументальное искусство подобного типа оживляло монотонность типовой застройки, и, хотя само здание пока вряд ли кто назовет памятником архитектуры, оно играет роль гигантского «мольберта» или выставочной конструкции для барельефа Рудольфа Пономарева.
Поскольку я живу через дорогу, то вижу эту стену и это панно каждый день. Время от времени, глядя на него, вспоминаю песню Окуджавы.
Строитель, возведи мне дом,
Без шуток,
В самом деле,
Чтобы леса росли на нем
И чтобы птицы пели…
Ты строй его — как стих пиши,
Как по холсту — рисуя.
По чертежам своей души,
От всей души,
Рискуя.
Примечания:
- Основные монументальные работы Р.Б.Пономарева (список составлен при участии Н.Береснева): сграффито «Урал в прошлом и настоящем» (совместно с К.Фокиным. 1971. г.Пермь, ул. Уральская, д. 85); рельеф «Полиграфия СССР». Интерьер ДК Гознак (1976. г.Пермь, ул. Сов. Армии, д. 4); рельеф. Центральный выставочный зал (1976. г. Пермь, Комсомольский пр., 8);Сграффито. Пермский нефтяной техникум. (1975. г. Пермь, б-р Гагарина, д. 54; сграффито (середина 1970-х. г. Пермь, ул. Крупской, д. 37); росписи «Времена года», «Пермь – губернский город», «История сибирского тракта» (1979. Пермская обл., с. Лобаново, интерьер ресторана (не сохранились)); сграффито «Архитектор Воронихин» (1975. г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 7а (не сохранилось)); рельеф (конец 1980-х. г. Пермь, пр. Парковый, д. 1); рельеф (конец 1980-х. г. Пермь, пр. Парковый, д. 54/1).
Биографическая справка. Пономарев Рудольф Борисович родился 10 марта 1942 года в городе Перми. В школьные годы посещает художественную студию при Пермской государственной художественной галерее, руководитель Анатолий Михайлович Дёмин. Учился в Казанском художественном училище (1959-1961 гг.) и в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (1964 – 1970 гг.), на отделении монументально-декоративной росписи. Рудольф Пономарёв – крупнейший в Пермском Прикамье художник-монументалист, хотя в разное время в обращался к портрету и книжной иллюстрации. Многие работы выполнены в содружестве с архитектором М. И. Футликом. Умер 10 мая 2011 года в городе Перми.