Качественная серьезная фантастика – не такой частый гость на больших экранах, чтобы предавать забвению даже самые старые картины. "Близким контактам третьей степени" на днях исполнилось 45 лет, и это лучший повод вернуться к этой впечатляющей картине, чтобы заново пережить ужас и восхищение от первой встречи человечества с инопланетными пришельцами. "Контакты" интересны не только сюжетно, спустя четыре десятка лет после премьеры, считаю, интересно будет разобрать, каким образом Стивен Спилберг работает с аудиторией, как рассказывает историю, как поддерживает интерес и взрывает финалом. Сегодняшняя статья – близкий контакт с магией мастерского киноповествования.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Чтобы в еще большей степени оценить талант режиссера, я отдельным абзацем приведу небольшую историческую справку. Дело в том, что "Близкие контакты" – это всего-навсего третий полнометражный фильм в карьере Спилберга (четвертый, если считать телевизионную "Дуэль"). За два года до этого Стивен выпустил на экрану легендарную акулу и находился под серьезным прессингом крупного критического и коммерческого успеха. Избежать давления режиссер мог лишь одним способом – снять что-то такое, что будоражит его самого. Так Спилберг взялся за первую из многих своих картин об инопланетянах.
А теперь перейдем, собственно, к тем приемам, которыми Стивен Спилберг манипулирует зрительским вниманием в данном конкретном случае...
Цепочка событий, ведущих к главной тайне
Еще по "Челюстям" можно было заметить, что Спилберг не слишком торопится раскрывать главный секрет своей истории – акула в его знаменитом фильме появляется далеко не в первом кадре. "Близкие контакты" работают в еще более интригующей манере – они начинаются с путешествия в пустыню, где обнаружены несколько брошенных самолетов времен Второй мировой войны. Вскоре выясняется, что это то самое "Звено 19", пять бомбардировщиков, пропавших в 1945 году в Бермудском треугольнике. Интрига заряжена, зритель оглушен и вовлечен – понятно, что мы погружаемся в какую-то невероятную тайну.
Таинственный посетитель
В то время как другие режиссеры избегают работы с детьми, Спилберг всегда любил делать их ведущими персонажами своих картин. "Контакты", переместившись из Калифорнии в Индиану, знакомят нас с юным Барри Гилером, и именно его детскими глазами мы впервые наблюдаем за пришельцами. Или нет? Проблема многих картин об инопланетянах кроется в изображении космических гостей – велик риск показать "чужих" смешными или, наоборот, отталкивающими. Спилберг деликатно откладывает визуальное знакомство – Барри удивляется знакомству и улыбается. Мы заинтригованы!
Есть контакт!
Спилберга неслучайно называют одним из главных голливудских волшебников – его картины часто содержат сцены искреннего удивления чему-то немыслимому и даже магическому. Вспоминаем эпизод, в котором Рой Нири впервые сталкивается с НЛО – электрик катит по темной дороге на своем пикапе, останавливается, чтобы свериться с картой, и машет подъезжающему сзади автомобилю с мощными фарами. Внезапно "машина" сзади взмывает в небо и оказывается украшенной огнями "летающей тарелкой", проносящейся над головой изумленного мужчины. Вместе с Роем мы гадаем – впасть в ужас или раскрыть в изумлении рот?
Одержимость
Многие (я в том числе) критикуют Спилберга за некоторую неестественность его персонажей, герои его картин часто выглядят слишком идеальными и безупречными. В "Близких контактах" Спилберг этой тропкой еще не пошел – Роя Нири он показывает живым человеком со множеством недостатков и проблем. Рой – семейный человек, но его поступки зачастую эгоистичны, а сопереживать ему трудно. Зато его одержимость становится отличным топливом для движения сюжета – она рушит семью, ломает характер, но влечет аудиторию за собой.
Звук вокруг
Тем временем, помимо Роя, группа исследователей продолжает искать доказательства существования НЛО по всему миру. И находит их – в Индии обнаруживается община, кажется, испытавшая таинственное соприкосновение с чем-то неземным. Сцена индийского песнопения – жутковатая, но завораживающая, десятки людей повторяют пять нот снова и снова. Спилберг опять филигранно водит публику вокруг своего главного секрета – нас охватывает множество разнообразных чувств, разбуженных довольно прозаичным способом.
Похищение
Кадр из эпизода с исчезновением Барри Гилера – одна из многих визитных карточек Стивена Спилберга. Мальчишка открывает входную дверь и мы видим его силуэт в свете ярких огней, идущих от космического корабля – пусть зритель даже знает, что пришельцы в данной истории дружелюбны, такое похищение заставляет понервничать. Когда мать ребенка пытается перекрыть каминную трубу, отгоняя непрошеных гостей, легко покрыться испариной – так не пугали даже "Знаки". Если до сих пор вы всё происходящее считали наивной фантастикой, то теперь стало понятно – перед нами настоящий хоррор.
Лицом к лицу
Зрители любят фильмы о войнах с пришельцами – тяжелая победа в "Дне независимости" или крах вторжения в "Войне миров" того же, кстати, Спилберга вызывают восторг аудитории. И тем ценнее оказываются "Контакты" – здесь всё разрешается мирно. Герои картины преследуют инопланетян, ищут следы, гонятся за огнями, но при встрече оказываются лицом к лицу не с врагами, а с такими же исследователями. Первое общение с помощью системы тональностей вызывает улыбку и теплоту – столь мирное и светлое соприкосновение редко можно встретить в картинах про инопланетян.
Чудо
Когда после ряда приключений зритель достигает сцены знакомства с инопланетянами, встреча длится недолго. Кто-то испытывает разочарование, но большая часть аудитории понимает, что прелесть данной картины не в том, чтобы показать серых человечков, а в фантазии на тему, как поведет себя человечество, когда столкнется с реальным проявлением инопланетного разума. Встреча с пришельцами в "Близких контактах третьей степени" не решает каких-то проблем, в этом нет угрозы миру, нет сражений и спасений. Это просто чудо. Спилберг рассказывает о том, что для человека означает встреча с немыслимым. В этом аспекте, кстати, за 40 лет ничего не поменялось – потому-то кино и не устаревает.
Безусловно, это далеко не всё то хорошее, что можно сказать об одном из лучших фантастических фильмов в истории кино – отдельной статьи заслуживают актерские работы, локации, операторские трюки и спецэффекты. Наверное, когда-нибудь я напишу и об этом. А сегодня просто хочется признаться в любви к картине, которая дает надежду на то, что мы обязательно совсем скоро встретим братьев по разуму, и этот контакт будет мирным и радушным. Контакт будет близким.
На сегодня всё – пора двигаться в другом направлении, если мы не хотим надоесть друг другу (я точно не хочу). Поэтому завтра будет затронута совсем другая тема. И чтобы ничего не пропустить, регулярно заглядывайте на канал Киноведа в штатском здесь и в телеграме – у нас бывает занятно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не бойтесь небесных огней, и...
Увидимся в кино!