Подготовка среды
Одним из наиболее важных элементов педагогических приемов Монтессори считается особым образом подготовленная среда. Вся система без этого не имеет смысла. Она даёт детям возможность понемногу избавляться от опеки старших, постепенно получать всё больше независимости. Следовательно, всё домашнее или школьное оборудование должно быть подобрано по с возрасту, росту и пропорциям детей.
При этом мебель должна быть такой, чтобы малыши без проблем самостоятельно ее переставляли, в том числе стулья и столы. Дети должны сами подбирать для себя место, где они будут заниматься. Монтессори использует перемещение мебели в качестве упражнения для развития моторики. Причем детям нужно научиться делать это как можно тише, чтобы не создавать помех остальным. Также важно выработать у детей способность уверенно обращаться с хрупкими предметами, понимать их ценность, поэтому методика Монтессори предполагает использование в детских садах предметов из хрупкого фарфора.
Классы по-Монтессори должны обладать соответствующей определенным критериям планировкой. Они должны обеспечивать все условия, чтобы малыши могли самостоятельно и сосредоточенно работать. Помещения нужны студийные и просторные, хорошо освещенные и обеспеченные достаточной вентиляцией. Идеальным считается панорамное остекление для максимального проникновения солнечного света. В интерьере должны преобладать спокойные, нейтральные оттенки, которые не привлекают внимания и не возбуждают детей.
Доступной для детей должна быть питьевая вода и кран с водопроводной водой. В санитарной зоне к унитазам должны быть установлены подставки для детей, либо сами унитазы должны быть детскими, соответствующей высоты. Обязательно в доступной для детей зоне должны быть комнатные растения, за которыми малыши могли бы ухаживать самостоятельно.
Весь учебный материал должен располагаться на уровне глаз детей и быть доступным. Само по себе такое размещение учебных материалов является призывом к действию. При этом каждый материал должен быть в единственном экземпляре, это является инструментом обучения ребенка навыкам социального поведения. Этот прием учит детей с уважением относиться к потребностям других. Детям предоставлена возможность самим заботиться об окружении. Таким образом, они вырабатывают независимость от покровителей-взрослых.
Роль взрослых педагогов
Первым требованием к учителям в системе Марии Монтессори является особая должностная инструкция. К педагогу не предъявляется требование совершать что-то конкретное, наоборот, от педагога требуется не делать ничего определенного. Он просто не должен мешать саморазвитию детей, и это категорическое условие методики. Во главу угла поставлен тезис о том, что родители не являются творцами ребенка, дети сами должны развиваться, а родителям и учителям отведена лишь роль помощников. Сама суть воспитания по методике Монтессори заключается в помощи ребёнку от самого его рождения, и помогать нужно именно саморазвитию.
Таким образом, в методике предусмотрено категорическое «нет» разнообразным энергичным персонам, которые желают, как Прометей, формировать из детей личности по своему подобию. Также запрещён современный бихевиоризм, который сводит личность человека к цифровой кибернетике. Монтессори предполагает, что взрослый при общении с ребенком должен внутренне перефокусироваться на его будущее, на него самого, а мысли о себе самом отодвинуть в сторону.
Впитывающий разум
По терминологии Монтессори под термином впитывающим разумом понимается детская способность бессознательно и без всяких усилий буквально впитывать всё, что происходит вокруг:
- Язык
- Культуру
- Привычки
- Обычаи
- Религиозные постулаты
Этот феномен был открыт после многочисленных наблюдений, и изобретательница методики новой педагогики Мария Монтессори объясняет его специфическим типом психики и мышления ребенка. У взрослых накопление знаний происходит в результате сознательного процесса обучения, дети же впитывают в себя знания неосознанно, одновременно с впечатлениями от всего того, что их окружает.
Монтессори утверждает, что такой неактивный тип восприятия сохраняется у детей всего несколько лет - до 6 летнего возраста. При этом детское восприятие отличается от взрослого тем, что у детей впечатления, проникая в сознание, одновременно его формируют. Поэтому становится понятной важность для детского развития самых первых лет жизни, силы, насыщенности и содержательности впечатлений. Взрослые просто обязаны в этот короткий период создать ребенку подготовленную окружающую среду, где малыш будет развиваться и учиться максимально эффективно, полностью задействуя все возможности детского впитывающего разума.
М. Монтессори написала книгу под названием "Впитывающий разум ребенка", где подробно рассмотрела вопрос о том, каким образом несколько лет дети могут без наставников, только благодаря собственным умственным способностям, без постороннего образования и традиционных методов воспитания, даже будучи полностью оставленными без всякого внимания, создавать и укреплять собственные черты характера, которые присущи определённой личности человека. Всё это происходит довольно часто даже вопреки воздействиям окружающей среды, которые могут быть испытывающими или даже вредными.
М. Монтессори написала эту книгу на основе своих лекций, которые она читала на своем первом курсе обучения после интернатуры в индийском Ахмадабаде. Там она жила и работала плоть до окончания II Мировой войны. В данной книге Монтессори подробно описан феномен так называемого "впитывающего детского разума", также там сакцентировано внимание на ответственности взрослых перед детьми в этот важный период. После прочтения книги становится полностью понятен смысл идеи образования с самого рождения, которая в настоящее время принята уже повсеместно.
Сенситивные периоды
Одним из главных понятий, заложенных в основу методики Монтессори, являются сенситивные периоды. Их суть заключается в том, что детское развитие, в отличие от аналогичных процессов у взрослых, отличается высокой интенсивностью и постоянством преобразований.
Впервые Хуго Де Фриз вел это понятие в обиход, он был голландским биологом и описывал собственные исследования по развитию живых организмов. Суть сенситивных периодов заключается в том, что наблюдается устойчивая связь между бурно растущим организмом и окружающей его средой, а также результатом процесса развития в таких условиях. Понять смысл этого процесса и взаимосвязи поможет пример развития бабочки Porthesia, которая относится к яйцекладущим в кору деревьев. У личинок данной бабочки, то есть гусениц, есть характерная особенность: они гиперчувствительны (сенситивны) к солнечному свету в начальный период своего развития. По этой причине они пробираются к самой верхушке дерева - туда, где растут самые сочные, нежные и молоденькие листики, которые служат идеальной едой для слабого молодняка гусениц.
Но постепенно, подрастая, эти гусеницы теряют чувствительность к солнечному свету и начинают расползаться по всей кроне дерева. На данном этапе развития гусениц это весьма благоприятно, потому что значительно увеличивается количество пищи, которой является уже вся листва дерева. Вывод напрашивается сам собой - окончание сенситивного к солнцу периода для роста гусениц так же важно в определенный момент жизни насекомого, как и вообще его наличие в самом начале развития гусениц.
Детские сенситивные периоды
М. Монтессори сумела установить конкретные условия, максимально благоприятные для детского развития в какой-то определенный период времени, но уже ненужные или даже вредные в последующие периоды. Каждый сенситивный период малыш показывает максимальную концентрацию внимания и усилий на какой-то определённой разновидности деятельности. Малыш становится намного более трудолюбивым и особенно терпеливым, занимаясь именно этим делом именно в данный период, благодаря чему достигаются огромные успехи. Потом, в последующие периоды, подобной концентрации внимания и усилий уже не добиться. Поэтому Montessori разработала систему развивающих упражнений, которые соответствуют конкретным сенситивным периодам в различные временные промежутки.
Например, в первые годы жизни малыши проходят через сенситивный период, максимально благоприятный для освоения языков. Это наилучший временной отрезок для формирования речи, в котором дети легко воспроизводят услышанные ими звуки и слова, причём они могут легко овладеть одновременно двумя языками.
В 5-6 летнем возрасте дети проходят через еще один сенситивный период, когда они проявляют особый интерес к письменности, и они очень стараются учиться писать слова. Затем следует период, наиболее благоприятный для изучения грамматики.
Одним из наиболее важных и интересных сенситивных периодов считается время «порядка», когда у детей проявляется повышенный интерес к пространственному и временному упорядочиванию предметов. В это время детям очень важно наблюдать привычные вещи на своих местах.
Определены также временные интервалы наибольшей чувствительности, когда дети познают мир наощупь, пытаются разбирать все предметы и игрушки. Есть также период, который максимально благоприятен для развития религиозности. При этом разные периоды различаются по продолжительности и могут накладываться друг на друга.
Важно, чтобы в школах Монтессори всё пространство в учебных классах было организовано таким образом, чтобы все потребности детей в различные сенситивные периоды были полностью удовлетворены. Если упустить оптимальное время, это наложит свой негативный отпечаток на детское развитие, потому что эти периоды не повторяются. Если малыш не был обучен письму именно во время соответствующего сенситивного периода, в дальнейшем ему будет очень сложно обучиться писать грамотно и правильно. То есть, в каждый из соответствующих периодов детям предоставлен шанс научиться чему-то конкретному гораздо легче и быстрее, ведь на обучение будет потрачено минимум усилий и времени.
Стадии детского развития
- М. Монтессори написала иллюстрированную книгу "Дети другие". По ее утверждениям, до 6 лет длится 1-й уровень детского развития. За этот период дети проходят через серьезные изменения тела и психики. Можно сказать, что в этот период ребёнок является исследователем, что он работает на приобретение независимости и формирование собственной личности. Именно в этот период рекомендуется давать ребенку всевозможные развивающие, но в тоже время и простые игрушки. Например сейчас очень популярны стали бизиборды и бизикубы. Купить бизиборд не составляет никакого труда, цена на подобные развивающие игрушки вполне приемлема, а отдача несравнимо высока. Ведь ребенок получает возможность осваивать множество разных тактильных и логических задач, совместив их с элементами игры.
- 2-й период детского развития продолжается до 12 лет. Он отмечается своеобразными изменениями тела и психики, и дети в это время также нуждаются в специально разработанной среде, абсолютно все учебные материалы должны полностью соответствовать данному периоду. К физическим изменениям относятся, например, выравнивание роста туловища и ног, а также замена зубов с молочных на постоянные. Одним из наиболее важных психологических изменений является появление "стадного инстинкта", то есть тенденции к общению и работе внутри групп, ускоренное развитие фантазии и интеллекта. На втором этапе, по утверждению Монтессори, самым важным является формирование детской социальной адаптации и интеллектуальной независимости.
- 3-й уровень – это возраст с 12 до 18 лет, он включает в себя подростковый период и связан с половым созреванием и новыми психологическими особенностями. В частности, у детей отмечается нестабильность психики, обострение чувства собственного достоинства и справедливости, развитие творческих наклонностей, в то же время наблюдается снижение концентрации внимания. У подростков появляется желание получать хорошие внешние оценки, это явление названо термином "валоризация". В 3-й период формирования личности главной задачей становится поиск своего места в социуме.
- 4-й уровень развития личности: возраст 18 лет - 24 года. Об этом заключительном периоде у Монтессори написано мало, и какой-то специальной программы обучения для него разработано не было. По словам Монтессори, дети, получившие в 3-х предыдущих периодах оптимальные условия развития, имеют все данные, чтобы превратиться в лидеров, они абсолютно подготовлены к освоению наук и культуры. Также, по словам Монтессори, в четвертый период решающе важным обстоятельством для формирования успешной личности становится возможность зарабатывать деньги, то есть экономическая независимость молодого человека. В этом плане интересно умозаключение Монтессори о том, что обучение в высших учебных заведениях в период с 18 лет по 24 года не имеет смысла, так как человек всю последующую жизнь будет иметь возможность изучать то, что ему интересно, параллельно с работой.
Нормализация детского поведения
Под этим термином понимают максимальную оптимизацию в развитии, когда любые девиантные отклонения устраняются. Достигается это, когда в подготовленной среде обеспечивается свободная работа. О нормализации у каждого ребёнка можно говорить, когда он приобретает ряд определённых качеств, и в его поведении отсутствуют отклонения.