Доброго времени суток! Сегодня мы продолжим знакомиться с большой статьёй Мика Уолла из журнала «Classic Rock». Она была приурочена к 50-летнему юбилею легендарной пластинки – «Vol. 4». Предлагаю обойтись без лишних прелюдий и перейти к чтению.
Напомню, что мы остановились на том моменте, когда каждый участник группы выбрал собственный приоритет. Тони Айомми плотно засел в студии, в то время, как остальные тратили всё своё время на отрыв. Вот, как вспоминает то время гитарист Black Sabbath:
Вы все знаете о таких группах, как Deep Purple или The Faces, которые в свободное время играют в футбол, но мы относились к нашей музыке гораздо серьёзнее. Ну или во всяком случае только я. Как только мне удалось оказаться в студии, я больше не выходил из неё, пока работа не была закончена.
Несмотря на тот хаос, что окутывал процесс создания пластинки «Vol. 4», она сумела стать ещё одной классической записью Black Sabbath. Коллектив, во главе со своим предводителем, из кожи вон лез, чтобы доказать неправоту критиков и поднять авторитет и успех группы в стратосферу, где уже обитали Led Zeppelin и The Who. В заглавном восьмиминутном треке запоминается соло-гитара Айомми. А в самой сложной, по исполнению, балладе коллектива, которая также является первой полноценной песней группы о любви, «Changes», он садится за фортепиано, в то время, как Гизер помогает ему на меллотроне. Этот трек однозначно стал бы успешен, если бы группа прислушалась к совету команды по продвижению композиций на радиостанциях, что работала на Warner Bros. Однако Айомми отказался от идеи выпуска песни в качестве сингла. Коллектив продолжал придерживаться концепции «один альбом – один сингл». И таковым стал трек «Tomorrow's Dream», среднетемповая песня, которая хорошо легла в альбом, но даже через 50 лет не ставшая популярной.
Как многие из вас и так прекрасно знают, главной темой и источником вдохновения альбома стал кокаин. В словах благодарности, что были записаны на конверте пластинки есть такая фраза: «Благодарим компанию COKE- Cola из Лос-Анджелеса». Также, главный источник вдохновения был воспет в треке «Snowblind», где Оззи злобно пел о своих мечтах «наполненных снегом», в то время как группа отбивала дрожащий ритм, а гитарный рифф звучал словно лезвие бритвы, разрезающее белые линии на гигантском потрескавшемся зеркале.
Инструментальная композиция «FX» была сочинена Айомми, когда он употребил излишне много кокаина и травы. В момент своего сочинения она и была записана. Он снял всю свою одежду в студии и начал рассеянно бить по струнам своей электрогитары крестами, что висели на его груди. Действо напоминало послание сигналов в космос. Второй же инструментальный трек «Laguna Sunrise» был сформирован по нарброскам, что хранились у Тони в голове ещё с детства. Пышная акустическая гитара, играющая в стиле фламенко, сопровождается блаженно-романтической струнной секцией. Под такую музыку можно было бы вполне наблюдать восход солнца в Калифорнии, но только после бессонной ночи, которая была посвящена злоупотреблению алкогольных напитков. Тем не менее, истинная мощь и сила «Vol. 4» раскрываются на финальной композиции «Under the Sun». Очередное эпическое путешествие, длинное и запутанное. Трек был разделён на три отличные части и оказал колоссальное влияние на такие коллективы, как Iron Maiden и Metallica. Для них он стал путеводной звездой, которую они брали за основу своих музыкальных экспериментов.
Финальный микс альбома был сделан в Лондоне, однако лишь Тони Айомми присутствовал на сведении пластинки. Осборн вернулся к своей первой жене Тельме в Бирмингем и загорелся планом открытия собственного винного бара. Как настоящий муж и отец, пускай таковым он был лишь на словах, Оззи перевёз свою семью в новый дом. Батлер был также женат, но по-прежнему носил своё грязное бельё в родительский дом, чтобы мама лично стирала его, поскольку супруга не справлялась с этим трудоёмким процессом. Он, наконец, сдал экзамен по вождению и быстро купил себе «Rolls-Royce», а затем и новый дом. Большой дом. Чтобы не отставать от друга, Билл Уорд также приобрёл новенький «Rolls-Royce», заполнив задние сидения ящиками с сидром. По его словам, он в то время вёл образ жизни в стиле Сида и Нэнси. Вместе со своей новой девушкой, которую он привёз из Лос-Анджелеса, они разъезжали по различным отелям и постоянно находились под кайфом.
«Vol. 4» был первой пластинкой, когда Уорда действительно чуть не выгнали из группы. Одно дело, когда ты всё время находишься под кайфом от сидра, дури и кокаина, и совсем другое, когда перечишь против музыкальных находок и творческих изысков Тони Айомми, что представлены на новом альбоме. Когда Билл предложил забыть о чёртовых меллотронах и струнных квартетах, взамен решив сыграть несколько блюзовых джемов, Айомми набросился на него. После этого, как вспоминает Уорд, в студии царила жуткая и напряжённая атмосфера. Ему казалось, что он всё время находится под прицелом.
После попадания «Vol. 4» на полки музыкальных магазинов, в сентябре 1972 года, британская музыкальная пресса решила себе не изменять и привычно повесила на новинку ярлык «монументальной скуки». Однако в США, музыкальные критики наконец отнеслись к их работе благосклонно. Даже Лестер Бэнгс, уничтоживший через прессу первые два альбома, переобулся буквально в воздухе и расхвалил новую работу Black Sabbath, попутно сравнив качество их текстов с работами Боба Дилана.
Однако несмотря на широкое признание средств массовой информации, группу постигла первая коммерческая неудача – альбом «Vol.4» добрался лишь до 13-ой строчки чарта Billboard 200. Ниже была только их дебютная работа. В британских чартах история была такой же. По иронии судьбы, в наше время, многие критики считают эту пластинку чуть ли не вершиной творчества Black Sabbath. В то же время, Тони Айомми считает альбом провалом. Он обвиняет звукозаписывающую компанию в оказании излишнего давления на группу с целью получить продолжение их самого большого хита в чартах США. Также, он весьма резко отзывается о своих коллегах по группе, которые, по его мнению, скинули всю работу на него.
Айомми твёрдо для себя решил, что следующая пластинка группы будет отличаться от «Vol.4». Однако никакие вышеуказанные проблемы не помешали толпам зрителей приходить на выступления Black Sabbath во время американского тура. К началу гастролей к коллективу примкнул собственный торговец кокаином, который путешествовал с музыкантами. Вот, что вспоминает о нём Оззи:
Он постоянно появлялся рядом с нами. И у него всегда был при себе чемодан, полностью забитый килограммами кокаина. Однажды я оказался в его комнате и залез к нему в одну из сумок, а там были пакеты с расфасованной кокой, пакеты с не расфасованным коксом, разные сорта кокаина! А под другой сумкой оказался револьвер. Я сразу подумал, что у нас будут проблемы.
В многолетней истории Black Sabbath появилось множество важных вех и этапов, но их шоу 1972 года были последними концертами, прежде чем в коллективе начались процессы брожения, а проблемы начали наслаиваться одна за одной. Сочетание немыслимых денег и проблем с наркотиками, в конечном итоге, лишило группу первоначальной искры. Вернувшись домой, в Великобританию они уже были совсем не те, кем были раньше. Но это уже совсем другая история.
На этом всё. Жду ваших комментариев о коллективе, об этом альбоме в частности. Какие треки вам больше всего нравятся? Подписывайтесь на канал, впереди будет много интересного. С удовольствием пообщаюсь с вами в комментариях!