Еще в студенческие годы меня начала интересовать тема семантики, а потому все мои курсовые работы и диплом были с ней связаны. На третьем курсе я написала работу «Своеобразие нарратива у студентов с различным типом темперамента», в которой хотела проверить, есть ли связь между особенностями стиля художественного текста и темпераментом человека. К своему приятному удивлению, я эту связь нашла. Хотя, конечно, стоит отметить, что это не было масштабное исследование, и в нем приняло участие лишь 22 человека, тем не менее, мне захотелось поделиться с вами полученными результатами, потому что, на мой взгляд, это и правда интересно.
Начать стоит с определений, поскольку здесь уже прозвучали такие термины, как «семантика» и «нарратив», которые могут быть известны далеко не всем читателям. Семантика – это раздел лингвистики, который изучает смысловое значение единиц языка, т.е. изучаются отношения между миром и его языковым выражением. С конца XIX столетия данный раздел стал одним из предметов изучения психологии, где уже начали рассматриваться закономерности, протекающие в индивидуальном сознании: какое значение человек вкладывает в то или иное понятие в зависимости от своих биопсихосоциальных особенностей. Для примера: попробуйте прямо сейчас прерваться и дать определение слову «стол». В одном мы с вами сойдемся точно – это предмет мебели, но какой он? Интуитивно хочется сказать, что это предмет с плоской поверхностью и четырьмя ножками, но ведь есть столы с одной ножкой или двумя. В таком случае кто-то поспешит уточнить, что стол используется для письма, а кто-то скажет, что для трапезы, единицы вспомнят про журнальный столик. У слова «стол» уже стали появляться частные значения, которые формируются под влиянием субъективного опыта. Мне, например, на ум приходит деревянный стол с четырьмя ножками, за которым я работаю или учусь (про кухонный стол я вообще как-то забываю). А всё почему? Потому что в своей практике я чаще использую стол именно в таких целях. Классическое определение «стола»: предмет мебели в виде плиты или пластины, укрепленной на ножках или иных опорах, с горизонтальной поверхностью, предназначенный для размещения предметов. Впрочем, не исключаю, что кто-то из вас сходу дал похожее определение – отдельный вам респект за умение абстрагироваться. А теперь представьте, сколько сложностей возникнет при определении таких отвлеченных понятий, как «любовь», «мудрость», «справедливость» и др.
Нарратив – это текст, представленный читателю или слушателю в виде последовательности слов и образов, проще говоря – повествование, или рассказ. Изучением нарративов занимается нарратология – научная дисциплина, которая ставит перед собой задачи выявления общих черт различных нарративов, определения различий между ними, систематизации законов создания и развития нарративов. В общем, штука очень интересная, но подробно на ней останавливаться не буду. Скажу лишь, что нарратив всегда имеет сюжет, а также логическую, эстетическую, эмоциональную и ассоциативную структуры.
Теперь перейдем к моему исследованию.
Дизайн исследования
Отдам дань научному подходу и кратко опишу, что я делала. Как я уже писала выше, в моем исследовании приняло участие 22 человека – студенты разных факультетов (кого смогла наскрести :D). В качестве методов исследования я использовала тестирование для выявления типа темперамента, проективную методику «Незаконченные предложения» и анализ текстов сочинений, которые выступали в качестве проективной методики. Своим испытуемым я предложила написать художественный текст, но по определенной структуре: в нем должен быть главный герой, должны быть показаны цель и причина его отъезда, включено описание местности, в которой происходили действия, и сформулирован итог истории. В качестве теста на определение типа темперамента я использовала тест Айзенка, который очень вам рекомендую. Конечно, всегда найдутся критики данной методики, но мне нравится ее простота и четкость: автор использовал всего два критерия – интроверсия/экстраверсия и уровень нейротизма, т.е. эмоциональной неустойчивости. Благодаря координатной плоскости мы также можем увидеть степень выраженности темперамента, так что, если хотите узнать, холерик вы или флегматик – смело обращайтесь к этому тесту.
На втором курсе я написала работу «Я-концепция автора в образах его литературных героев», где на примере произведений И.А. Бунина «Солнечный удар» и рассказа А.С. Грина «История одного убийства» показала, как авторы проецировали факты из своей биографии, а также свои мысли, представления, переживания на придуманных им героев, так что у меня уже была проверенная база для анализа.
Отражение темперамента в тексте
Наконец мы подошли к результатам. Что же я обнаружила? У людей с разным типом темперамента действительно наблюдаются определенные особенности написания текстов. Рассказы сангвиников и холериков отличались динамичностью: там постоянно что-то происходило, какие-то приключения (а холерики еще были склонны придумывать хитросплетенные сюжеты с кучей квестов), в то время как рассказам меланхоликов свойственна пассивность: большее внимание такие люди уделяют переживаниям своих героев, включают в текст философские размышления на разные темы. В текстах сангвиников и холериков присутствовал еще как минимум один персонаж, в то время как у меланхоликов преимущественно был только главный герой наедине со своими мыслями. В ходе исследования я отметила, что художественные тексты сангвиников, как правило, носят позитивный характер и имеют положительный конец, тексты холериков бывают как позитивные, так и негативные, отчего и концовки текстов будут отличаться, но чаще героям свойственна та или иная форма борьбы, а тексты меланхоликов преимущественно носят негативный характер, концовки обычно трагичные. К сожалению, флегматиков среди испытуемых было катастрофически мало, поэтому по их работам я ничего сказать не могу. Единственное, что я могу предположить: тексты людей с данным типом темперамента, скорее всего, отличались бы спокойствием, не было бы ярких эмоций, сложных приключений, возможно, тексты носили бы позитивный характер, но это лишь моя ДОГАДКА.
Рассмотрев отдельно мужские и женские работы, я обнаружила, что характерными чертами женских работ являются описание чувств, взаимоотношений людей, мечтательность, в то время как для мужских работ более характерно решение поставленной задачи, преодоление трудностей, также имеют место философские размышления о жизни и человеке. Но только не нужно идти на поводу у стереотипов: не будем забывать, что культурная среда, в которой мы воспитываемся, оказывает большое влияние на наши взгляды на мир. К тому же, если бы выборка была побольше, мы бы наверняка увидели не мало чувственных работ среди мужской выборки и героических – среди женской. Но это уже исследование из сферы социологии, которое я не проводила, и рассматривать этот вопрос мы здесь не будем.
Еще один интересный момент: девушки, которые находились в сложных отношениях с отцами или противоположным полом, имели тенденцию выбирать в качестве главного героя мужской персонаж. В этом что-то есть. Однако никаких обоснований этой тенденции я не давала, потому что, во-первых, это не относилось к задачам моего исследования, а во-вторых, этот момент требует отдельного исследования для выявления причинно-следственных связей.
Чем интересно такое исследование?
В психологии нередко прибегают к использованию проективных методик для того, чтобы вытащить из человека мысли и переживания, которые не попадают в область сознания. Грубо говоря: вывести наружу бессознательные мотивы и переживания. Однако часто такие методики представляют собой рисунки, свободное самоописание, те же незаконченные предложения, осмысление себя через сказки или мифы, но вот изучение бессознательного посредством авторского художественного текста пока никто не использует (по крайней мере, массово). И очень зря, потому что это такая сокровищница знаний. Столько всего можно из текста вычленить, столько можно узнать о человеке; кто знает, может, однажды психологи придут и к такому инструменту исследования. И вот это будет очень круто.
Если вам интересно, можете попробовать сами написать художественный текст по заданной мной структуре, пройти тест Айзенка и потом сравнить с результатами моего исследования – возможно, вы откроете для себя что-нибудь новенькое, хотя, конечно, вы уже испорченные испытуемые, но и это не является продолжением научного исследования :D