Обычно говорят, что "Черный квадрат" - это манифест нового и бунт против традиционного искусства, и это, по-моему, ни о чем зрителю не говорит. "Оказывается, можно нарисовать просто черный квадрат, и это будет считаться картиной". "Разве до Малевича никому не приходило в голову рисовать черные квадраты?" "Почему, если я нарисую черный квадрат, то никто этого не оценит?"
Удивительно, но Малевич создает собственную религиозную философию в искусстве, в центре которой Бог как совершенное существо, создавшее все сущее и ушедшее на покой. Рассуждения его на эту тему витиеваты, но одно очевидно, Малевич был религиозным человеком, не смотря на то, что его творчество некоторым верующим кажется совершенно бездуховным, от антихриста:
"Малевичу присущи все признаки Мефистофеля, начиная со вполне внешнего сходства с литературным героем и заканчивая сознательным и последовательным исповеданием зла как свойства своей личной природы". (А.Яхнин "Антиискусство. Записки очевидца")
По мне, так странно судить о личности художника по внешнему субъективному сходству с Мефистофелем, поэтому отправной точкой для дальнейших размышлений о самой спорной картине Малевича, выберу его собственные слова о том, что же он все-таки имел в виду:
"Мне пришло в голову, что если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала" (К. Малевич, 18.03.1920)
Существо, иначе сущность, суть чего-либо. То есть, черный квадрат выражает совершенную сущность Бога в противоположность его внешнему человекоподобному образу. Здесь и далее мои личные соображения, не претендующие на истину. В конце концов, истиной для каждого своя, абсолютная истина не достижима, так как если бы она была достижима и кем-либо осознана, то она перестала бы быть абсолютной.
Что есть Бог? Источник всего сущего, Творец, Создатель. Как изобразить внутреннюю суть Создателя, не путая ее с внешним выражением, образом? Напиши Малевич Христа или седовласого старца на облаке, это была бы икона. Напиши хоть что-то, это будет что-то, а следовательно уже созданное кем-то.
Суть Создателя в том, что он источник всего, а следовательно сам он ничто. Не пустота, а ничто, которое рождает все. Что как ни черный цвет больше всего подходит для изображения ничто? Закроем глаза, мы видим темноту, затем в этой темноте рождается мысль и появляется образ - вот теперь появилось что-то. Можно сказать, это подобие акта творения. Не это ли изображено на картине?
Почему же квадрат? Почему не круг, треугольник или крест? Эти формы он тоже использовал, но не включил в свой супрематический манифест нового искусства. Не знаю, почему. Могу лишь фантазировать на эту тему. Возможно, так он изобразил пространство - два измерения, а третье уходит вглубь, в черноту квадрата. Вы, когда смотрите на него, у вас не появляется ощущение, что он затягивает внутрь, приглашает разгадать его тайну?