Ноябрь и декабрь — это особенно трудные месяцы для автомобилистов. Причем не только в России, но и в соседних странах. В некоторых из них помимо обязательной зимней резины происходят и другие изменения.
Как ни грозили нам введением штрафов за езду на летней резине зимой, так и не ввели их. С одной стороны, надо. Но с другой — страна-то у нас большая, и погода в ней слишком разная, чтобы грести всех под одну гребенку. Когда в Крыму и на Кубани солнышко светит ясное, от Мурмана до Колымы — живет зима в избушке. Не ездить же южанам и северянам на одной резине по одному графику!
В общем, непродуманных нюансов пока еще очень много, потому и закон в свет не выпускают.
В других странах с этим проще: территория маленькая, погода почти не отличается. Потому там могут себе позволить одним росчерком пера сразу и надолго установить все сроки переобувания. Например, в самом начале этого месяца Литва как раз перешла на зимний... скоростной режим. Этот переход ознаменовал не только запрет на использование летней резины с 10 ноября, но и снижения разрешенного предела скорости на некоторых видах дорог.
Например, если летом максимальная скорость на автомагистралях и приравненных к ним автострадах (по-нашему — дорогах для автомобилей) составляет 130 км/ч, то в зимний период автомобилям и мотоциклам можно гнать не более 110 км/ч.
Зима там официально начинается 1 ноября и заканчивается 31 марта.
Шипованная резина, в отличие от многих стран Европы, в Литве не запрещена. Однако ездить на ней разрешается лишь с 1 ноября. При этом отличительный знак (в виде наклейки) «Шипы» на таком автомобиле обязателен.
Ездить на нешипованной зимней резине (фрикционной или, по-народному, «липучке») можно хоть круглый год.
За управление в зимний период автомобилем на летних шинах предусмотрен штраф. Он небольшой, от 5 до 11 евро. Но можно отделаться предупреждением — все зависит от настроения пана полицейского. Меня так однажды отпустили бесплатно, когда я убедил стражей дорожного порядка, что забрал свежеприобретенную машину только вечером, когда купить «зиму» было уже негде.
Есть еще один нюанс относительно зимней резины в Литве. Глубина протектора на ней должна быть не менее трех миллиметров.
И, кстати, летняя резина может быть поводом для отказа в выплате страхового возмещения.
Подобные законы существуют и в других странах, но со своими тонкостями. Так что имейте это ввиду, если надумаете путешествовать в это гнусное время. Но в любом случае переобуваться не забывайте. Помните, что от «обуви» по сезону зависит не только ваша безопасность, но и тех, кто вокруг вас.