Найти тему
МК

Запад прикрыл нехватку денег для помощи Украине требованием репараций от России

В Генассамблее ООН прошло голосование по резолюции о выплате Россией «репараций» Украине. Свой голос за отдали 94 страны, 14 высказались против и 73 государства воздержались. Какие перспективы у очередной антироссийской резолюции, насколько она повлияет на Россию и как скажется на самом Западе — об этом мы поговорили с экспертом.

    За антироссийскую резолюцию в ООН проголосовали не все флаги. За — 94. Против — 14. Воздержались — 73 страны. А еще 11 государств вообще не приняли участия в голосовании. / ru.wikipedia.org
За антироссийскую резолюцию в ООН проголосовали не все флаги. За — 94. Против — 14. Воздержались — 73 страны. А еще 11 государств вообще не приняли участия в голосовании. / ru.wikipedia.org

Генассамблея ООН в очередной раз ознаменовалась спорным решением. Чуть больше месяца назад в рамках заседания была принята антироссийская резолюция о «территориальной целостности Украины», сейчас же Запад решил покуситься на российские активы, под предлогом того, что Россия якобы обязана платить репарации Украине за нанесенный ущерб в ходе военных действий.

Но на контрасте с предыдущим голосованием в ГА нынешнее явно было не единодушным. Положительно проголосовали 94 страны, куда вошли в основном страны Евросоюза, а также Турция (для сравнения, за предыдущую резолюцию выступило 143 страны). Против проголосовало 14 стран, в том числе Китай, Иран, КНДР, Куба (в прошлый раз лишь 5 стран), но самое любопытное — количество воздержавшихся. Их оказалось 73, включая Сербию, Бразилию, Индию, Египет и многие другие государства (в прошлый раз таких было всего 35). Были и те, кто вообще решил не принимать участия в голосовании (например, Азербайджан, Туркменистан, Буркина-Фасо, Марокко, Демократическая Республика Конго).

Вообще подготовка к подобному шагу будто давно была осязаемой. Еще в конце мая в американской газете The New York Times вышел материал под заголовком «Захват российских активов для помощи Украине вызывает дебаты в Белом доме». В материале авторы говорили о том, что «разрушения на Украине заставили лидеров всего мира захватить активы Российского центрального банка на сумму более 300 миллиардов долларов и передать средства Киеву для помощи в восстановлении страны». Однако подобные действия столкнулись с сопротивлением в самих Соединенных Штатах. Но не из-за благих намерений Америка беспокоилась о таких шагах. Скорее она переживала за свой авторитет и собственные интересы. Высокопоставленные чиновники администрации Байдена предупреждали, что «отвлечение этих средств может быть незаконным и помешать другим странам полагаться на Соединенные Штаты как на убежище для инвестиций».

По некоторым данным, в сумме недружественные страны «назамораживали» российских активов аж на 300–350 миллиардов долларов. Не подозрительно ли, что это ровно половина того размера выплат, которые потребовал Зеленский от Запада? А ведь были еще и аресты имущества, факты этого не успевали сменять друг друга в зарубежных СМИ.

Подоплека резолюции явно скрывается не только в непреодолимом желании хоть как-то напакостить России, но и в поиздержавшемся состоянии «коллективного Запада». Конфликт на Украине с аппетитом главного просителя «благ» — Зеленского — уже становится не по карману «помощникам» Киева. И здесь находится самый простой способ легитимизировать свои действия — через Генассамблею ООН продвинуть решение о «таких необходимых» в нынешней ситуации репарациях. За «банкет» должна платить, конечно же, Российская Федерация.

Дипломат, бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе так комментирует ситуацию с резолюцией о «репарациях»:

— Естественно, такого рода резолюции Генеральной ассамблеи нелегитимны и не носят юридический характер. Как и вообще все резолюции Генассамблеи, документ является политическим, то есть не обязывающим, там нет юридических обязательств. Что касается самого текста резолюции, то я его должен охарактеризовать довольно кратко: это попытка легализовать краденое. Российские деньги, которые были (как говорили представители Евросоюза и Соединенных Штатов) заморожены, они хотят теперь украсть, но украсть так, чтобы было какое-то основание для этого. Вот эта резолюция для этого и служит.

Это создание крайне опасного и нежелательного для всего мирового сообщества прецедента, когда ворованные деньги легализуются авторитетом ООН. Я считаю, это очень опасный прецедент, и государства задумаются: в чем же, собственно говоря, опасность подобного рода действий. Пока, конечно, мы не видели самого текста резолюции. ООН еще не выложила его, тогда бы можно было говорить более конкретно.

— Считать ли принятие резолюции попыткой Запада хоть как-то найти способ продолжать помогать Украине в военном плане?

— Конечно. Они эти деньги будут использовать в своих политических целях. Помощь Украине — это одна из важных сфер, куда бы они хотели направить наши украденные деньги. У них самих уже не хватает финансовых средств для помощи Киеву, потому что украинцы все время стоят с протянутой рукой, говоря: «дайте больше». Причем больше на всё: прежде всего на вооружение и вообще на функционирование так называемого правительства. А денег, естественно, уже очевидно не хватает, тем более что финансовые средства в этих странах (государства Евросоюза и Соединенные Штаты) нужны им самим. Там внутри назревает критика, увеличивается критическое отношение к помощи Украине. Тогда, конечно, правительства этих стран могут объяснять своим избирателям и политическим партиям, что мы не из нашего бюджета берем деньги, а забрали их у России. Это было освящено как раз резолюцией ООН. Вот в чем и состоит большой замысел.

— Должен ли нынешний вопрос быть обсужден в Совете Безопасности, чтобы он имел какую-то силу?

— Они не будут обсуждать это на Совбезе. А почему? Потому что у России есть право вето. Я думаю, что могут и китайцы не проголосовать за. Это для всех не западных стран мира очень опасный прецедент. Сегодня отняли деньги у России и их легализуют, а завтра могут отобрать и у них, если по тем или иным причинам они со своей политикой будут не устраивать страны Запада. Прецедент создан.

— С этим ли связано такое большое количество воздержавшихся, они боятся последствий?

— Да, 73 воздержавшихся и правда очень много. Обычно по спорным вопросам воздерживается где-то в районе 30–40 стран. А нынешняя цифра очень большая. Еще важно, сколько стран вообще не участвовали в голосовании. Есть государства, на которые американцы очень сильно давят. Тяжело возражать, и они под разными предлогами не участвуют в голосовании. Но это тоже можно отнести в общую копилку к воздержавшимся.

Резюмируя слова эксперта, можно сказать о пустом наполнении резолюции. Подтверждают это и высказывания постоянного представителя РФ при ООН Василия Небензи. Он назвал принятую резолюцию «юридически ничтожной» и «попыткой легализовать нелегализуемое». Но Западу это уже не так важно. И для них очень удачно, что теперь в политическом противостоянии с Россией можно прикрыться трагедией Украины. Впрочем, и она соглашается быть их вечным щитом. Во всяком случае, пока.

Автор: Полина Коноплянко

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц