Найти тему
МК

"Сериал "Брежнев" похож на анекдот, сделанный с любовью"

Вы помните, что с вами случилось 40 лет назад, 10 ноября 1982 года? Я провел опрос среди близких и дальних. Нет, многие из вас тогда еще не родились, а те, кто родился, помнят как сейчас. С ними-то ничего не случилось, а вот Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев приказал долго жить.

    Фото: кадр из сериала
Фото: кадр из сериала

Еще 7 ноября Леонид Ильич стоял на Мавзолее, махал ручкой, принимал парад, благословлял демонстрацию, а через три дня его не стало. По такому случаю отметить печальный юбилей вызвался Первый канал, вновь показав в минувшее воскресенье сериал «Брежнев». Отличный сериал, надо сказать, смотрится на одном дыхании. Режиссер Сергей Снежкин. В роли Леонида Ильича — Сергей Шакуров, возможно, это лучшая его работа. Виктория Петровна, жена, — конечно же, Светлана Крючкова, а кто же еще? И члены Политбюро — сплошь народные артисты: Владимир Меньшов — Устинов, Василий Лановой — Андропов… Все это похоже на большой красивый анекдот, но сделано с любовью.

Леонид Ильич появился на самой вершине власти после свержения Хрущева, тайного заговора. Мягкий, незлобивый, с правильной биографией, он всех устраивал. В чем-то он даже был философ, понимал русского, советского человека. Воровали все, Брежнев смотрел на это сквозь пальцы: ну хоть народ порадуется. Коррупция была запланирована в госбюджете: зарплаты у людей маленькие, 120 рублей в среднем, так уж пусть доберут свое. Да, все вокруг колхозное, все вокруг мое. Для своих существовали спецраспределители со спецпайками, Четвертое управление, где лечили и отдыхали совсем по-другому, нежели рабочий класс. Одним словом, узаконенные привилегии.

Он правил 18 лет, тогда это казалось бесконечностью. Я, например, родился при Брежневе, казалось, что так будет вечно. Когда по радио и ТВ передали сообщение о его безвременной кончине (ему было 75), — абсолютное чувство, что наступил конец света. Потому что он был безальтернативен и даже не оставил себе преемника.

Страна жила за счет продажи полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Пропаганда работала на всю катушку, застила глаза и разум простым трудящимся, пела песенки об обществе развитого социализма. Он и был — по телевизору, на бумаге. А в жизни… Как говорили в советском городе Одессе — две большие разницы.

В культуре, при всей глупой и злобной цензуре, лично Леонид Ильич сыграл благостную роль. Обладая душевной отзывчивостью, он часто плакал, когда в его завидовское имение присылали для просмотра проблемные фильмы о войне, вспоминал себя, своих однополчан на Великой Отечественной, и фильмы выходили на большой экран. Имея природное чувство юмора, он хохотал опять-таки до слез над комедиями Рязанова, Данелии, Гайдая, и это кино также выходило в свет вопреки боязливым чиновникам.

Страна потихоньку гнила изнутри, но широкие народные массы об этом ничего не знали и не хотели знать. В 68-м вошли в Прагу — протестовала кучка людей, остальные одобряли, понимали, молчали. Да и закончилось все быстро: проблема единого соцлагеря вскоре силой была решена. А в 79-м старый больной Леонид Ильич со товарищи придумал на свою и нашу голову Афганскую войну, вечную американскую угрозу, ввел войска… Через 10 лет вышли, а еще через 2 года рухнула страна — «великий, могучий Советский Союз».

Товарищ Бендер

Вот какие у вас любимые литературные герои? Перефразируя: скажи, кто они, и я скажу, кто вы. Начну перестройку с себя. Я решил сделать каминг-аут, разоблачиться перед партией. Вот мои главные литературные персонажи: Буратино, Дон Кихот, Мартин Иден, Саня Григорьев из «Двух капитанов», барон Мюнхгаузен (но только тот самый, от Горина, Захарова, Янковского) и… Остап Бендер.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

По «Культуре» только что его показали — «12 стульев» от Марка Захарова. Остапов в нашем кино было много. Так вот, мой Бендер — не Сергей Юрский с его трагическим надломом; не Арчил Гомиашвили — слишком простоват и бесхитростен; не Олег Меньшиков, которому все надоело по жизни, эдакий Онегин-Печорин с потухшим взором. Нет, мой Бендер — это Андрей Миронов!

Вот уж для кого жизнь — игра, и кто ж тому виной, что он увлекся этою игрой.

О, наслажденье — скользить по краю,

Замрите, ангелы, смотрите, я играю.

Моих грехов разбор оставьте до поры,

Вы оцените красоту игры.

Да, вот такой человек, «вы мой кумир, я не покину вас». Это Захаров снимал про себя, Миронов играл себя, Юлий Ким (он же Михайлов) писал про себя, а композитор Геннадий Гладков про себя сочинял.

Этот Остап не любил скуки, серых буден, звериной серьезности, на ходу он сочинял, творил, играл свою жизнь и упивался этим.

Точно такой же есть Ширвиндт, были Горин, Кваша — вот компания какая. Как Захаров на полной скорости переходил, переселялся из машины в машину, как он же перекувырнулся в фойе перед гардеробщицей, чтобы не впадать в пафос, когда его назначили главным в «Ленком». Как Захаров, Горин и Миронов притащили Шуре Ширвиндту огромную коридорную батарею в подарок на день рождения, и Шура оценил сей подвиг, но уже со второго раза (в первый он их послал). Как того же Шуру друзья провожали на поезд сниматься в другой город, а потом решили вдруг встретить его там первыми. Захаров, Миронов и Горин помчались в аэропорт, сели в самолет, и… Шура опять оценил.

Вот это по-нашему, по-бендеровски. Они — Горин, Захаров, Миронов, Кваша, Державин так и прожили жизнь, шутя, смеясь над ней, но при этом очень серьезно, с полной отдачей, а Ширвиндт, слава богу, живет до сих пор, хотя в том захаровском фильме он играл не Остапа, а одноглазого шахматиста.

Но все они — Бендеры. Их жизнь вызывает восторг. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!»

Автор: Александр Мельман