Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика — это поджанры научной фантастики, посвященные мировым катастрофам и(или) последующим после них событиям. Зачастую героям таких произведений предстоит переживать невероятные события. Противостоять обстоятельствам непреодолимой силы, либо бороться за выживание в условиях изменившегося общественного уклада. Стоит отметить, что для вхождения произведения в этот поджанр, сам тип катастрофы совершенно не имеет значения. Огромное значение имеет её масштаб.
Наиболее распространёнными формами катастроф в произведениях являются: ядерная война, эпидемия, уничтожающая 95% и более населения, удар астероида, инопланетная атака. В общем вполне подходит абсолютно любая катастрофа, направленная на уничтожение вида Homo-sapiens, и тому подобное.
Среди самых известных примеров апокалиптической фантастики можно привести «Войну миров» Уэллса, в которой описано масштабное инопланетное вторжение.
В постапокалиптическом жанре одним из самых ранних произведений является роман «Алая чума», написанный в 1912 году Джеком Лондоном, в котором описывается мир через шестьдесят лет после эпидемии, опустошившей всё вокруг.
Также мотивы глобальной чумы используются в классическом романе Ричарда Мэтисона 1954 года « Я — легенда » и в популярном сериале BBC1970 -х годов «Выжившие».
Одним из самых популярных мотивов этого поджанра являются произведения, описывающие падение кометы, астероида или подобного космического катаклизма и его последствия для Земли. Среди романов такого типа стоит выделить «Молот Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пернелла 1977 года.
Нападения пришельцев представляют собой аналогичный мотив; примерами таких работ может быть фильм 1996 года «День независимости» .
Особый импульс апокалиптическому и постапокалиптическому жанру был дан во время холодной войны концепцией ядерного холокоста , которая подпитывала серию до сих пор популярных и влиятельных произведений, начиная с рассказа Андерсона «Дети завтрашнего дня» 1947 года, заканчивая романом Невилла Шюта «На берегу» 1957 года, о радиоактивном отравлении последних людей в Австралии. Сюда же стоит отнести роман Пэта Франко «Увы, Вавилон» написанный в 1959 году
Аналогичным образом во времена нефтяного шока 1973 г. поощряются постапокалиптические произведения, в которых цивилизация исчезает из-за, казалось бы, банальных событий, подрывающих общество, зависящее от сложных технологий. Классический пример — Jeremiah , комикс Эрмана Ипена об Америке в котором представало общество сведенное к изолированным феодальным анклавам во время кровавой гражданской войны, после которой исчезла нефть, а некогда цивилизованные страны превратились в пустошь населённую мародёрами.
Некоторые из таких произведений иногда имеют оптимистический тон, т. е. изображают идеалистически настроенных личностей героями, жертвующими собой, чтобы восстановить цивилизацию или хотя бы сохранить ее семена для отдаленного будущего. Классическими произведениями этого жанра являются «Страсти по Лейбовицу» Уолтера М. Миолера-младшего и «Почтальон» Дэвида Брина.