В 1979-м году британская рок-группа Yes собралась в одной французской студии для записи очередного своего альбома, и даже наваяла на пленку кое-какие треки. Однако в этот момент Джон Андерсон и Рик Уэйкман бросили группу, и ушли на сольные хлеба, а оставшиеся музыканты прибрали к рукам подвернувшийся вокально-клавишный дуэт The Buggles с Тревором Хорном и Джеффом Даунсом, и записали с ними шикарный альбом «Drama», который, правда, публика тогда оценила очень слабо.
Британская рок-группа Yes относится к тем музыкальным коллективам, которые никогда не знали, что такое «долгая дорога в дюнах». Этим они подобны таким известным британским коллективам, начавшим заколачивать миллионы буквально с первого же шага своей карьры, как Led Zeppelin или Black Sabbath. Правда, Yes начали получать свои гешефты не с самого первого шага, но все равно очень быстро – через полтора года после выхода первой своей пластинки музыканты узнали, что такое «платиновый альбом» в США, и сколько сотен тысяч или даже миллионов долларов на нем можно заработать.
Однако в случае с Yes этот успех был еще более феноменальным, потому что группа играла чистый прогрессивный рок, который уже к началу 70-х начал выходить из моды. Так, коллеги Yes по прог-роковой сцене Genesis узнали, что такое «платина», только тогда, когда с прогом полностью завязали и находились на пути от арта к «новой волне». А более именитые прогеры Emerson, Lake & Palmer вообще этого не узнали, фактически прекратив выпускать проговые альбомы уже в 1974-м.
А вот Yes со своей «давно устаревшей» прогрессивной музыкой проскакали на американской «платине» до самого конца 70-х (за малым исключением), продолжая играть всё тот же прогрессивный рок, и даже без всякого уклона в модный тогда арт-рок. Вот в этом и заключается феномен – очень сильно везло в 70-е группе Yes, которая ехала на старых лыжах, но делала это так мастерски, что одолела даже те участки, на которых никто другой проехать так и не смог.
Финансовый успех, как правило, порождает даже большие трения внутри коллектива, чем неуспех. Например, в 70-х годах группа записала 10 студийных альбомов, а состав менялся целых 5 раз. Неизменным в составе оставался только руководитель Yes бас-гитарист Крис Сквайр, а так, под конец десятилетия в очередной раз довелось уйти из группы даже бессменному фронтмену и лицу Yes Джону Андерсону. И пришлось «йесовцам» в конце 1979-го приступать к созданию очередного альбома в усеченном составе, что в итоге все же привело к новому, на этот раз кардинальному обновлению.
Если оценивать всё, что группа наваяла за предыдущие 10 лет, то лично я ничего плохого о тех девяти альбомах сказать не могу, исключения не составляют даже довольно нудные «Сказки топографического океана» 1973 года. Но интересно, что в 70-х и начале 80-х я Yes и вообще прог-рок не слушал, так как был поклонником хард-рока и только отчасти арт-рока. Поэтому про Yes я тогда знал хорошо, видел в глаза практически все обложки их пластинок, кое-что слушал в отрывочных вариантах, но музыку группы не воспринимал как что-то достойное внимания.
Но все изменилось к началу 80-х, когда мне в руки совершенно случайно попала виниловая пластинка «Drama» 1980 года. Я принес ее домой, записывать, естественно, не собирался, а вот прослушать надо было, чтобы не быть таким уж незнайкой на ниве прогрессивного рока, так ценившегося многими моими друзьями и знакомыми. Внутрь конверта я поначалу не заглянул, потому и не знал, что поет на альбоме не Андерсон, а на клавишных играет не Уэйкман. Поэтому я слушал эту музыку и удивлялся – как же сильно она упростилась по сравнению с предыдущими работами Yes!
Помню, что я планировал послушать только часть альбома, чтобы только ознакомиться с основными линиями песен, не погружаясь в заумные прог-роковые дебри музыки группы. Но, к своему удивлению, я просидел над первой стороной пластинки до самого ее конца, буквально зачарованный неслыханными ранее у «Йесов» четкими ритмами и ошеломительными трелями соло-гитары Стива Хоу.
Но вот на второй стороне я стал что-то подозревать. И вокал Андерсона мне показался каким-то странным, будто он переболел ангиной и потерял возможность выпендриваться. И Рик Уэйкман что-то перестал использовать свой фирменный синтезатор. Да и песни какие-то гладкие, воздушные, без всякой той прогрессивной заумности и тяжести, которая эту группу от меня всегда отталкивала. В общем, мне Yes всегда напоминали пулю со смещенным центром тяжести, а тут передо мной предстала совершенно понятная музыка, ровная, как палка, но, тем не менее, это все же были Yes, но только как бы после какой-то болезни.
Как потом оказалось, Yes тогда и на самом деле пребывали после болезни, и записывали музыку к альбому в условиях, близких к депрессии. Нет, о настоящей депрессии речь не идет, но атмосфера музыкантов все же давила. И это я понял, когда все же раскрыл альбом и посмотрел состав музыкантов. И оказалось, что ни Андерсона, ни Уэйкмана на альбоме «Drama» и близко не было. А были там вместо них какой-то Тревор Хорн и какой-то Джефф Даунс.
Ну, Даунса я сразу вспомнил – как раз тогда вышел нашумевший диск супер-группы Asia, на котором он как раз тогда на своих клавишах наяривал, а вот кто такой Тревор Хорн – я очень долго не знал. Я ведь тогда «волну» не слушал, и не мог знать о попсовом дуэте The Buggles, откуда эти два новоявленных деятеля прог-роковой музыки в Yes и попали.
В общем, мне этот альбом так понравился, что именно благодаря ему я все же с горем пополам полюбил и записавшую его группу. И сегодня у меня имеются все винилы, начиная с дебютника и заканчивая 1991 годом, включая все три концертных альбома. За многие диски Yes я заплатил не такие уж и малые даже по нынешним временам деньги, которые я не заплатил бы даже за любимых своих «Дип Пёрплов» и «Зеппелинов».
Нет, я не скажу, что я Yes люблю больше, чем Deep Purple и Led Zeppelin, совсем наоборот. Но я эту группу уважаю больше, хотя многого в ее музыке не понимаю до сих пор, хотя всю ее знаю наизусть. Но уважаю, и, кстати, именно за альбом «Drama», который на тот момент, когда я его услышал, вполне мог считаться совсем не «йесовским» из-за отсутствия на нем лица группы - Джона Андерсона.
Ну ладно, давайте перейдем от описания моих впечатлений к впечатлениям самих музыкантов в то время, когда они записывали этот альбом. Создание и запись пластинки сопровождают несколько интересных моментов, о которых просто нельзя не упомянуть.
Так, осенью 1979 года, когда группа вернулась из тура поддержки альбома «Tormato», который в итоге получил в США свою законную «платину», но в Великобритании еле-еле добрался только до «золота» (100 тысяч проданных копий), пришла пора записывать очередной альбом, чтобы ковать железо, пока горячо. Записываться решили во Франции.
Однако с самого начала не заладилось. Крису Сквайру, Алану Уайту и Стиву Хоу так надоели Андерсон и Уэйкман своими звездными амбициями, что они после нескольких попыток записи новых песен создали в коллективе очень нездоровую обстановку. В результате звезды одна за другой покинули группу, решив заняться своими собственными проектами.
Неизвестно, заранее мятежная троица положила глаз на вокально-клавишный дуэт The Buggles, сингл которого в 1979 году стал самой настоящей сенсацией на MTV, или всё случилось как-то случайно, как уверяет официальная биография группы. Но так получилось, что поистине попсовые музыканты Хорн и Даунс стали если не шикарной заменой прог-роковикам Андерсону и Уэйкману, то имидж группы не испортили нисколько.
Интересно, что когда Хорн и Даунс были приняты в Yes, то потребовалась на эту реинкарнацию виза самого президента корпорации Atlantic Ахмета Эртегана, который специально вылетел из Нью-Йорка в Лондон, чтобы лично проверить как чувствует себя группа, лишившаяся своей звездной части. В итоге он посмотрел, послушал, немного подумал, и дал зеленый свет на запись нового альбома, который был создан за три месяца – с апреля по июнь 1980 года, и появился в продаже 18 августа того же года под уже известным нам названием «Drama».
И еще - Тревор Хорн женился как раз во время записи одной из последних сессий альбома, которые нельзя было отложить. Но он отпросился на два часа, быстро зарегистрировал брак и мигом вернулся в студию, продолжив напряженную работу, а на ночь оставшись в студии со своей новой женой наедине, устроив своеобразную брачную ночь.
Стив Хоу, как он сам рассказал, более 90% всех своих гитарных партий записал вдали от группы, в других студиях. Этим самым, по его мнению, и была достигнута та атмосферная чистота звучания, которая очень сильно отличила новый альбом от всех своих предшественников. Поначалу музыканты группы, которые занимались продюсированием и сведением альбома практически самостоятельно, восстали против того, насколько громкие получились гитарные партии, но Хоу не собирался уступать, и настоял на том, чтобы его гитары были использованы на пластинке именно в том виде, в каком он их сделал.
Как итог – альбом Yes «Drama» получился просто сногсшибательным, и я его до сих пор держу на втором месте после альбома «Keystudio», собранном из двух альбомов Yes под маркой «Keys to Ascension» 1996 и 1997 годов выпуска (я о нем уже писал, ссылка на статью – ниже). Также я приравниваю этот альбом по интересу и к «Tormato» 1978 года, но все же «Драма» более эпичная.
А вот в чартах альбом хоть и удержался, но в США не получил даже «золотого» статуса. Не получил он «золота» и в Великобритании, и хоть добрался в тамошних списках популярности до 2-й позиции (против 8-й у предшественника), тем не менее за 40 лет на берегах Туманного Альбиона альбом был продан тиражом чуть более 60 тысяч копий.
Но, в принципе, это не помешало гастрольной популярности группы, которая отправилась по миру рекламировать новый альбом, разве что англичанам не понравился новый фронтмен, и консервативная британская публика все время пыталась закидывать его то ли яйцами, то ли стульями. Зато в США группа получила очередную свою награду за очередные музыкальные заслуги.
Впрочем, в 1980 году Yes распались, и Сквайр с Уайтом создали новую группу XYZ («ex-Yes & Zeppelin»), к которой присоединился Джимми Пейдж и свое предварительное согласие дал Роберт Плант. Однако Плант так и не начал работать с группой, а Сквайр, Уайт и Пейдж, записав несколько демо, тоже разошлись.
Джефф Даунс и Стив Хоу вошли в состав сразу же ставшей мега-популярной группы Asia. Тревор Хорн ушел в кино, а в 1983-м стал продюсером возрожденных Yes.
В 1983-м группа выпустила очередной альбом «90125», который стал самым продаваемым произведением Yes, только в США разошедшись тиражом более 3 миллионов копий. Но то уже был не тот Yes, который для меня сегодня является эталоном британского прог-рока. Альбом «90125» - это самая настоящая американская попса, основанная на «новой волне», да и гитариста музыканты подобрали неудачного. Без Стива Хоу Yes – это совсем не Yes, а просто очередной сольник Джона Андерсона.
Ну ладно, не будем о плохом, а будем о хорошем. Рассмотрим, что нам там приготовили Тревор Хорн и Джефф Даунс на альбоме «Drama» 1980 года вместе со своими именитыми коллегами по группе Yes. Кстати, и Хорн, и Даунс и сегодня сотрудничают с группой, причем Даунс снова стал штатным клавишником Yes 10 лет назад, а Хорн время от времени принимает участие в записи и продюсировании альбомов группы.
На аудио ниже: тут можно ознакомиться и с некоторыми бонусами, которые не вошли на альбом
Сторона 1:
1). Machine Messiah (10:27) «Машинный Мессия». Шикарная скоростная многочастная сюита с самым настоящим соло-инструментальным сокровищем, скрытым в ее внутренностях, где свои таланты показывают все музыканты, кроме вокалиста, естественно. Говорят, что эту композицию аранжировал барабанщик Алан Уайт, написав ее ритм и заставив бас-гитариста Криса Сквайра под него подстроиться, что ему хоть и удалось, но с большими трудами. Правда, несмотря ни на что, эта довольно сложная композиция была записана всего за 1 день. Первоначально композиция была сочинена Хорном и Даунсом для своего проекта The Buggles, но на радостях, что они стали участниками прославленной группы, «баггловцы» вкинули ее в новый творческий коллектив, который разделал оригинальную версию, как Бог черепаху.
2). White Car (1:21) «Белый автомобиль». Эта песня тоже была записана за один день, правда, тут работают только Хорн на вокале и Даунс на синтезаторе, позже появилась информация, что именно они вдвоем эту песню и сочинили, хотя на диске указано авторство всех остальных участников группы. По сути, это какая-то молитва, и хоть ее исполнили два новых музыканта, но звучит она чисто по «йесовски». Но минус в том, что тут мы и не слышим фирменных чарующих звуков, свойственных магии Рика Уэйкмана.
3). Does It Really Happen? (6:34) «Это действительно происходит?». А эту песню придумали Хоу, Сквайр и Уайт еще до прихода новичков, и даже записали ее в 1979-м с вокалом Джона Андерсона. Но впоследствии Хорн написал к песне другой текст, и она была перезаписана для нового альбома. Вариант с Андерсоном тоже существует, но я расскажу о нем в другой публикации.
Сторона 2:
4). Into the Lens (8:31) «В объектив». Музыку к этой композиции тоже сочинили Хорн и Даунс еще до прихода в Yes, а аранжировкой занимался Крис Сквайр. Впрочем, в 1981 году эта песня под названием «I Am a Camera» была записана Хорном и Даунсом для второго альбома The Buggles, причем Хорн играл еще и на гитаре, а также программировал барабаны. Правда, тот вариант слушается вообще уж попсово, а именно на альбоме Yes песня звучит как самый настоящий рок-шедевр. Видео на эту песню расположено выше, в заголовке публикации.
5). Run Through the Light (4:39) «Беги сквозь свет». Эта песня тоже первоначально была записана в 1979 году с Джоном Андерсоном, но потом перезаписана для «Драмы» с новыми музыкантами. Крис Сквайр тут играет на пианино, а на бас-гитаре – Тревор Хорн, он ведь еще и профессиональный гитарист. Но при записи «Драмы» он играть на басу не хотел, его заставил Сквайр, убедив, что уникальное звучание бас-гитары, не свойственное хард-року, альбом только украсит. В результате для того, чтобы записать бас так, как хотел Сквайр, у Хорна ушло более 12 часов, зато финальная версия получилась просто прекрасной.
6). Tempus Fugit (5:14) «Время летит». Название песни обозначено на латыни, музыканты решили, что так будет намного интересней. Из всех песен альбома – это самая «йесовская», хотя и не без налета «новой волны». Однако если прислушаться, то она скорее свойственна раннему творчеству Yes, а «налет волны» можно списать просто на дефект слуха.
Во время сессий к альбому было записано еще несколько композиций, которые после детальной обработки должны были войти на пластинку. Но времени на эту работу не было, Музыканты и так не сильно старались приукрашивать даже те песни, которые на альбом все же попали, а дополнительный материал решили приберечь для следующей пластинки.
Но не все песни впоследствии вошли на другие, более поздние альбомы. Две композиции группа все же играла на концертах в туре после выхода «Драмы», некоторые, так и не обработанные, вошли во всякие сборники и переиздания текущих альбомов. В итоге можно набрать около десятка композиций разной степени готовности, которые могли бы составить второй диск «Драмы», если бы было принято решение выпускать двойной альбом и руководство лейбла дало бы группе больше времени.
Однако я решил все эти песни, треки и заготовки в данном исследовании не рассматривать, а посвятить им отдельную публикацию. Так будет более правильно, потому что этот материал по качеству к «Драме» имеет очень мало отношения.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Взлёт и падение Рика Уэйкмана: гениями остаются навечно, но вот творят они мало
Первая 5-ка самых узнаваемых клавишников в рок-музыке
Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом