Найти тему
Максим Бутин

5848. УМ И БЕЗУМИЕ…

1. Ум в его полноте, или ум божественный, ум Бога, знает всё. Идеи всех вещей, процессов, отношений ему известны, как известны и сочетания всех идей в различных комплексах. Можно было бы сказать, что Бог знает всё заранее, до того, как что-то совершилось, если бы Богу была интересна категория времени. Когда знаешь всё, нет никакого «заранее», всё известно в один миг, то есть знание Бога вечно. Таков ум Бога.

2. Уму ограниченному, пребывающему во времени и занятому познанием, ещё только предстоит что-либо узнать, но поскольку его стремление удовлетворяется, то есть этот ум познаёт предмет своего познавательного интереса, постольку этот временной ум движется по дороге к Богу и его уму. В пределе ограниченный ум станет умом безграничным и совпадёт с умом божественным. Таков ум Человека.

3. Следующий этап инволюции ума таков, что ум мыслящего существа ограничен и никак не растёт, у него нет стремлений познавательных. Единственным признаком наличия ума у такого существа является то, что мелко варьирующиеся задачи бытия данного существа с большим или меньшим успехом этим существом решаются. Так поступает животное, приспособленное для жизни в определённой среде и со сменой условий существования погибающее. Но поскольку условия среды у него не абсолютно идентичные, а всякий день слегка меняются, существу этому необходим ум, чтобы справиться с изменениями и сохранить себя в этих непрерывных изменениях. Задачи у него заключаются только в том, чтобы сохранить себя и продлить себя в потомстве. Таков ум Животного.

4. Ум растения сходен с умом животного, только большинству растений приходится, в отличие от животных, решать задачи существования и размножения, будучи прикреплённым к одному месту. Животное может перемещаться, растение — нет. Как размножаться, будучи прикреплённым к земле, вросши в неё корнями — это нетривиальная задача. И растения с большим или меньшим успехом её решают. Оставаясь на месте, растения не могут спастись от хищников растений бегством, поэтому и способы защиты у растений от внешних повреждений разнообразны и так или иначе успешны. Таков ум Растения.

5. Минуя грибы, бактерии, археи, которые несомненно живые, но сформулировать специфику их ума нам здесь затруднительно и скучно, переходим сразу к минералам.

Если минералы газообразные и жидкие, они противостоят уничтожению рассеянием и обтеканием, сохраняя часть себя и по существу не меняясь в этом разделении, ибо соединение даёт лишь конгломерат, увеличение массы, но принципиально ничего нового не прибавляет веществу минерала.

Если минералы — тела твёрдые, они противостоят уничтожению, будучи именно твёрдыми и эластичными. То есть требуется приложить усилие, чтобы их раздробить или разделить. Но и в разделении они, как газ или жидкость, ничего своего, минерального, по существу не теряют.

Пребывать самим собой. И не сопротивляясь или сопротивляясь рассеянию, разделению, раздроблению, оставаться самим собой. Таков ум Минерала.

6. От полноты ума Бога через ум человека, ум животного, ум растения мы опустились к уму минерала. И весь ум минерала состоит в том, чтобы сохранить себя как себя, прожить, точнее — пребыть, в соответствии со своей идеей — идеей газо-пылевой туманности в какой-то галактике, идеей воды в реке, идеей базальта или идеей гранита. При этом если ум живых существ заботится не только о сохранении бытия живого, но и об его размножении, то ум минерала таков, что минерал не только не размножается, но и первоначально сложен, создан не им самим, а некими внешними минералу природными силами.

Но этот ум, ум минерала, всё ещё пребывает с минералом, хотя и этот ум — тоже внешний минералу. Минералу не по уму самому заботиться о своём сохранении. Об этом заботятся внешние природные силы, действующие согласно законам физики и химии и создающие в некоторых природных процессах и гранит, и гнейс, и базальт и воду, и кислород,…

7. Эту инволюцию можно продолжить и лишить нечто вообще всякого ума, а не оставлять его с умом внешним. Тогда мы получим чистую материю, абсолютный мякиш, приложивши к которому какой-либо ум, то есть какую-либо идею, можно получить любое умно-материальное образование — от минерала до Бога.

Но поскольку мы предельно абстрагировали из материи, то есть материала, какой-либо ум, материя у нас оказывается, во-первых, восприемницей любого ума, любой идеи, а, во-вторых, в абстракции от любого ума, любой идеи, носительницей чистого безумия. Весь ум материи, — а если бы у неё не было ума мы бы её не могли бы и мыслить, ибо всё на свете мыслимо лишь в меру наличия у мыслимого ума, идеи, — ум материи состоит в том, чтобы быть безумием. И по бессмыслице, безумию, сумасшествию, безыдейности нечто мы точнейше определяем, что имеем дело с материей.

8. Предложенное понимание ума, очевидно, не есть понимание ума психологами, которые ум находят только у людей.

А предложенное понимание материи, очевидно, не есть понимание материи физиками или философами-материалистами, Ф. Энгельсом и В. И. Ульяновым (Н. Лениным), для которых материя — объективная реальность, вполне способная существовать и без ума, и без людей. Как им удаётся мыслить объект без субъекта, тайна сия велика есть. Но в скомканном эмпирическом мышлении физиков и философов-материалистов и не такое бывает.

9. То, что сейчас здесь изложено, есть простые истины платонизма. И согласно с этими истинами, полнотой бытия обладает ум Бога, то есть субъект порождения идей, субъект сочетания идей и тезаурус, то бишь склад, идей.

И напротив, наименьшим бытием, бытием бессмыслицы, бытием безумия обладает материя.

Можно даже сказать, что ум Бога — воплощённое бытие, если бы у бытия Бога была хоть какая-то, несомненно его стесняющая, плоть.

И можно даже сказать, что материя — воплощённое ничто, если бы у ничто была хоть какая-то, несомненно ему чуждая, плоть.

Но вот так и продолжаем мыслить своим несовершенным человеческим умом совершенное бытие как ум Бога, а ничтожество ничто как материю.

2022.11.15.