Найти в Дзене
Винтаж, винтаж

Российское камнерезное искусство Ольга Попцова

Художник-резчик по камню Ольга Николаевна Попцова родилась в 1965 году. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончила Высшую промышленную академию им. В.И.Мухиной, факультет "Интерьер и оборудование". Ученица выдающегося художника, резчика по камню, ювелира А.С. Левенталя. В настоящее время главное в творчестве - глиптика, создание камей и рельефов. Занимается лепкой, пишет маслом, гуашью, акварелью. Ведет активную просветительскую деятельность - читает лекции, дает мастер-классы по резьбе по твердому камню. Ольга Николаевна любит все виды, жанры, направления искусства и полностью погружена в него. Начиная с 90-х годов каждый год принимает участие в выставках " "Мир камня" (Санкт-Петербург). Участник престижных выставок: 2022 г. - Москва, Исторический музей, выставка "Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России", выставочный проект Гохрана России. 2022 г. - Екатеринбург, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, выставка "Во всем блеске". 2022 г. - Санкт- Петербур
Художник, резчик по камню Ольга Попцова
Художник, резчик по камню Ольга Попцова

Художник-резчик по камню Ольга Николаевна Попцова родилась в 1965 году. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончила Высшую промышленную академию им. В.И.Мухиной, факультет "Интерьер и оборудование".

Ученица выдающегося художника, резчика по камню, ювелира А.С. Левенталя. В настоящее время главное в творчестве - глиптика, создание камей и рельефов. Занимается лепкой, пишет маслом, гуашью, акварелью. Ведет активную просветительскую деятельность - читает лекции, дает мастер-классы по резьбе по твердому камню.

Ольга Николаевна любит все виды, жанры, направления искусства и полностью погружена в него.

Начиная с 90-х годов каждый год принимает участие в выставках " "Мир камня" (Санкт-Петербург). Участник престижных выставок: 2022 г. - Москва, Исторический музей, выставка "Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России", выставочный проект Гохрана России.

2022 г. - Екатеринбург, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, выставка "Во всем блеске". 2022 г. - Санкт- Петербург, Эрмитаж, выставка "Современного камнерезного искусства" ( коллекция М. Арциновича).

2021г. - Иркутск, "Серебряный бабр", 2место в номинации "Глиптика, миниатюра, камея" заняла работа "Девушка-ракушка".

2014 г. - Санкт- Петербург, Эрмитаж, выставка "Пластика в металле и камне. Работа "Храм" приобретена в постоянную экспозицию музея.

2008 г. - Германия, Идар - Оберштайн, выставка в Минералогическом музее. 2000 г. - Санкт- Петербург, Этнографический музей. Выставка "Камнерезная пластика". Преемственность в жанре камнерезной пластики невозможна без эстафеты поколений, обучения, без передачи навыков ремесла и искусства. Отдельной темой стоит глиптика, без овладения навыками которой невозможно формирование зрелого мастера. Из мастерских А. Левенталя, С. Фалькина вышли десятки молодых мастеров, к формированию мастерства которых причастна и Ольга Николаевна: И. Кабиров, Ю. Михайлова, П. Даниловцев и многие другие.

Из интервью с Ольгой Попцовой:

Я люблю экспрессионизм на грани. Мы отталкивались от берега Фаберже, который больше про иллюстрирование. Но пошли дальше –пытались изобразить философские идеи, своего рода контекст между строк.

То время вообще стало важной вехой, когда в профессию камнереза пришли художники, получившие и имеющие образование, умеющие мыслить категориями не только ремесла обработки камня, но изобразительного искусства. Резьба уходила от иллюстрации к созданию образа. Художественные средства – пропорции, доминантные, рецессивные элементы композиции, равно как и свойства камня (прозрачность, матовость, цвет) – это рабочий инструментарий художника, а не ремесленника. Камнерезная пластика перестала быть промыслом. Расширилась смысловая палитра выбора сюжетов. И это тенденция современной культуры и сегодня – обозначать невидимое, понятийное.

Ольга Попцова. «Души». Кварц.
Ольга Попцова. «Души». Кварц.
Ольга Попцова. «Жабеняо». Обсидиан, пиропы. 2016.
Ольга Попцова. «Жабеняо». Обсидиан, пиропы. 2016.
Ольга Попцова. «Сука». Обсидиан. 1991-1995 гг
Ольга Попцова. «Сука». Обсидиан. 1991-1995 гг
Ольга Попцова. «Исполненный очей». Серебристый обсидиан
Ольга Попцова. «Исполненный очей». Серебристый обсидиан
Ольга Попцова. «Петух». Обсидиан, джамбульский халцедон, пиропы
Ольга Попцова. «Петух». Обсидиан, джамбульский халцедон, пиропы

Я очень люблю обсидиан, хотя сегодня он немножко не в милости, считается полудрагоценным камнем. Плюс наши обстоятельства – трудно бывает достать. Мне нужен, например, мексиканский радужный обсидиан или армянский черный – и мне надо писать в Армению, чтобы его там отгрузили, выпилили. Это долго и недешево. Та же история с кварцем с месторождениями на Украине. Но работать я буду все равно, исходя из того, что есть.

 Ольга Попцова. «Страж». Черный обсидиан, кварц.
Ольга Попцова. «Страж». Черный обсидиан, кварц.
Ольга Попцова и Александр Левенталь. Работа выполнена из обсидиана.
Ольга Попцова и Александр Левенталь. Работа выполнена из обсидиана.
Ольга Попцова и Александр Левенталь. Работа выполнена из обсидиана.
Ольга Попцова и Александр Левенталь. Работа выполнена из обсидиана.

Ольга Попцова. «Прехисторыч». Обсидиан, горный хрусталь, серебро, стекло, сапфиры.
Ольга Попцова. «Прехисторыч». Обсидиан, горный хрусталь, серебро, стекло, сапфиры.
Ольга Попцова. Камея «Девушка-ракушка». Цитрин
Ольга Попцова. Камея «Девушка-ракушка». Цитрин

Российское камнерезное искусство Наталья Бакут
Винтаж, винтаж20 июля 2022
Российское камнерезное искусство Сергей Шиманский
Винтаж, винтаж20 ноября 2022
Российское камнерезное искусство Павел Даниловцев
Винтаж, винтаж18 ноября 2022