26 октября в Латвии прошел международный форум по кибербезопасности CyberShield с участием ведущих ИТ специалистов из разных стран, который был приурочен к Европейскому месяцу кибербезопасности. Лидером повестки, ожидаемо, стала Украина: «Кибервойна – опыт Украины»; «Как ландшафт кибербезопасности изменился после российской агрессии – доклад из окопов»; «Влияние телекоммуникационных сетей в войне на Украине», «Балтийский регион – сложная военная неразбериха c Россией – что может сделать НАТО?» (прим. лишь некоторые названия докладов ключевых спикеров).
Форум проходил на фоне новостей о продолжающихся кибератаках на сайты госучреждений Латвии, за которыми, по традиции западного позиционирования, «виден» российский след. Представители крупнейшей в Латвии телекоммуникационной компании Tet (организатор форума) заявили о более чем 1400 DdoS-атак с начала 2022 г. на критическую инфраструктуру, бизнес и госсектор страны. При этом ситуация ими оценивается как стабильная, а октябрь – месяц «киберзатишья», что связывается с проведением в России частичной мобилизации. Карлис Бергманис, эксперт по кибербезопасности компании Tet, в интервью латвийскому радио напрямую связывает поддержку Латвией Украины и последующие атаки «российских хакеров», говоря, что некоторые из них были «ожидаемы» (как например атака на сайт по сбору денег на снос памятника в Парке победы в Риге).
Заместитель руководителя CERT.LV (прим. Институт реагирования на инциденты в области информационных технологий, созданный в 2011 году при Латвийском университете и в 2013 году перешедший в ведение Минобороны Латвии) Варис Тейванс отмечает: «Как государство, мы успешно выдержали период наиболее интенсивных в истории Латвии … DDoS-атак, но в то же время мы понимаем, что это не повод для передышки и тем более праздника.» По его мнению, в результате российского влияния существенно изменился спектр киберугроз. Поэтому CERT.LV среди прочего осуществляет мониторинг действий пророссийских киберактивистов, в т.ч. в Telegram. «Кибербезопасность скорее напоминает марафон, а не спринт.» – В. Тейванс.
О каком же марафоне идет речь, и какова роль Латвии в нём?
Латвия, как и другие прибалтийские страны, уже ряд лет активно пытается занять свое место в мировом киберпространстве, тем самым, компенсируя недостаток экономического и геополитического влияния. Согласно Индексу цифровой экономики и общества (DESI) за 2022 год из 27 стран ЕС страны Балтии занимали 9-ое (Эстония), 14-ое (Литва) и 17-ое (Латвия) места. При этом Латвия несмотря на реализуемые инициативы по цифровой трансформации национального пространства пока все еще отстает не только от среднеевропейского уровня, но и «близких по духу» – Эстонии и Литвы.
В 2019 году в стране была принята Стратегия кибербезопасности на 2019–2022 годы, согласно которой двумя из пяти ключевых направлений стали международное сотрудничество и борьба с киберпреступностью. Это еще раз укрепило институциональную основу для вхождения Латвии в международные киберсилы (прим. под руководством США). Согласно отчету CERT.LV за 2021 год страна активно взаимодействовала со странами ЕС, НАТО по кибервопросам и участвовала в международных киберучениях.
В 2022 году в журнале «Journal of Transatlantic Studies» издательства Шпрингер вышла статья «Ни безрассудные, ни безбилетники: аудит стран Балтии как союзников США по договору» Андриса Банка (прим. лектор Междисциплинарного центра исследований региона Балтийского моря Грайфсвальдского университета в Германии). Согласно данным автора, еще в 2014 году в Латвии начал работать Центр передового опыта НАТО, деятельность которого была направлена на «отслеживание и анализ цифрового следа России» с последующем формированием отчетов для правительства США. Территориальная близость стран Прибалтики (в т.ч. Латвии) к России сделала их, по мнению А. Банка, «ценными источниками информации» для спецслужб США, тем самым компенсируя малые военные бюджеты, выделяемые этими странами на потребности НАТО. Таким образом, «Прибалтийское цифровое ухо» уже давно направлено в сторону Москвы, а США смотрят на Россию «балтийскими» глазами.
Анна Михайлова, член Экспертного клуба "Дигория"