Найти в Дзене
Пиши, Сараев

4 элемента успеха любой книжки

У меня есть своя модель успеха книги. По-моему, успех это когда книга: хорошо продаётся, долго читается (не один курортный сезон, а годы и поколения) и глубоко переживается аудиторией.

Глубоко переживается — это как книжки Пелевина. О них спорят, цитаты приводят в кухонных разговорах и так далее. Вы поняли.

Чтобы книжка была успешной, зашла, должен присутствовать хотя бы один из элементов:

  1. Ярко выраженный авторский стиль.
  2. Мастерски сконструированный сюжет.
  3. Идейная глубина.
  4. Сильная личность автора.
Для успеха нужен хотя бы один элемент. Чем больше, тем лучше
Для успеха нужен хотя бы один элемент. Чем больше, тем лучше

Или так: язык, история, идея и автор. Лучше если все четыре элемента на месте.

Для примера пропущу через эту матрицу «Теллурию» Владимира Сорокина.

«Теллурия» — визионерский роман-трип про мир, в котором нам, возможно, предстоит жить
«Теллурия» — визионерский роман-трип про мир, в котором нам, возможно, предстоит жить

Без комментариев, топ.

  1. Новаторское сюжетное построение: 50 глав, герои которых не пересекаются — и всё это интересно читать.
  2. Без комментариев. По-моему, глубже о России и Европе последних 10–20 лет никто не написал. Может, просто я не читал.
  3. Сорокин, конечно, не Лимонов. Но он икона московского андеграунда. Элемент засчитан.

Итого, 4 из 4.

Тут ещё такой момент. Все эти баллы выставляются субъективно и подсознательно. И, как это часто бывает с субъективным и подсознательным, на оценку влияет коллективное и стереотипное.

Допустим, Хэмингуэй, в глазах общества — сильная личность. Был ли он сильным на самом деле — хз, у ряда исследователей есть сомнения. Но тут это не важно. У Хэма образ пожившего и повидавшего мужика, этот образ — магнит для успеха его книг.

«Дорога» — одна из самых трогательных книг, как по мне. Последние страницы будете читать со слезами
«Дорога» — одна из самых трогательных книг, как по мне. Последние страницы будете читать со слезами

Ещё одно важное следствие: не у всех успешных книг мастерский сюжет. Бывает, автор выдаёт такую глубину и стиль, что сюжет как бы лишний. «Дороге» Кормака Маккарти не нужны хитрые сюжетные хуки. Яркая маркетинговая история за плечами автора тоже не обязательна, хотя у Маккарти она, конечно, есть.