В рамках просветительской программы «Знание. ВДНХ» в павильоне «Рабочий и колхозница» проходит цикл лекций «Искусство Востока на ВДНХ». Мы попросили лекторов ответить на самые популярные вопросы, которые помогут познакомиться с искусством Китая, Японии и Кореи.
Все лекции цикла «Искусство Востока на ВДНХ» бесплатные и проводятся по предварительной регистрации. С программой можно ознакомиться по ссылке.
Наши лекторы: Андрей Щербаков, художник, каллиграф, преподаватель, путешественник, основатель Школы живописи усин в Москве, член Русско-китайского общества изучения каллиграфии и живописи, и Варвара Хомченкова, преподаватель Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ, — делятся советами, с чего начать знакомство с восточным искусством.
— Чем искусство Востока разительно отличается от европейского и от русского?
Андрей Щербаков: «Искусство Востока имеет в своей основе эстетику иероглифа и иероглифического текста. Это очень музыкальное искусство, для которого первичен ритм смен пустоты и наполненности графических элементов. Это пространство, где царствует линия, которая своими изгибами, бросками и остановками рассказывает нам увлекательную историю. Объемы, перспектива, тени, полутени, реализм, изображения здесь также присутствуют, но все они на вторых и третьих ролях и часто приносятся в жертву его величествам линии и мазку».
Варвара Хомченкова: «Чтобы понимать основное отличие между западноевропейским и восточным искусством, необходимо разбираться в религиозно-эстетических воззрениях культуры, к которой мы обращаемся. Например, в Японии одной из основных религий считался синтоизм (синто — «путь богов»), а японские божества представляют собой природные объекты: горы, реки, озера… Искусство — материальные и нематериальные объекты находятся в неизменной связке с природой».
— В чем заключено принципиальное отличие китайского, корейского и японского искусства?
Андрей Щербаков: «В центре композиции китайского искусства лежит идея построения комфортного, уютного пространства, наполненного множеством деталей, каждая из которых поддерживает общее состояния благополучия. Очень ровное состояние. Пространство японского искусства куда более драматично. Отточенные до совершенства, будто самурайский клинок, детали часто рассказывают нам о той паузе, пространстве пустоты и молчания, что отделяет жизнь от смерти.
Корейское искусство несколько ближе к китайскому, чем к японскому, это пространство рассказывает нам про историю сильной, корневой витальности, близкой к природной простоте. Это эстетика ярких и простых укорененных в земле образов».
Варвара Хомченкова: «Древний Китай обладал несомненно огромным культурным влиянием на близлежащие территории; Япония тоже находилась под этим влиянием. Вместе с тем японцы заимствовали только то, что было интересно и близко эстетически им самим, по этой причине зерна заимствованного вырастали на почве японской культуры в новом, уникальном обличье».
— Есть ли какие-то культурные лайфхаки, которые помогут людям, начинающим интересоваться восточным искусством, понять, что перед ними произведения из Китая, Кореи, Японии?
Андрей Щербаков: «Как правило, восточную живопись XVI–XIX веков от западной того же периода отличает следующее:
1. Наличие незаполненного пустого листа, обилие незаполненного фона, тумана. Это связано с буддистской концепцией изначальной пустоты.
2. Наличие филигранно выведенной иероглифической подписи и алых печатей. На Востоке каллиграфия первична, а живопись вторична.
3. Сюжеты. Очень часто это цветущая слива, бамбук, хризантема, орхидея или пион. Обычно это не натюрморт, а живое растение в саду или его часть. На Востоке пристальное внимание уделяется символизму живописи и растений. Очень часто это очень узнаваемый пейзаж, изображающий горы в тумане.
4. Специфическая техника написания, совсем иная, чем в западной живописи того же периода».
Варвара Хомченкова: «Культурные лайфхаки в массовой культуре присутствуют в виде стереотипов: сакура, самураи, гейши, зодиакальный календарь… Несмотря на свою «банальность», именно они помогают определиться новичкам».
— Через что можно постичь и приобщиться к искусству Востока?
Андрей Щербаков: «Каждый выбирает свой путь. Для меня это были живопись и каллиграфия. Часто это чайная церемония, дыхательные практики, философия. Но в любом случае вы столкнетесь с иероглифами и способом их начертания. Что и есть каллиграфия — альфа и омега китайского, японского и корейского искусств».
Варвара Хомченкова: «Чайная церемония, прогулки по японской части Ботанического сада, создание икебаны, сочинительство хокку (в Москве проходят конкурсы на лучшее осеннее трехстишие, например), переодевание в японское кимоно, игра в сеги (японские шашки)».
А что вы находите неповторимым в восточном искусстве? Делитесь в комментариях!
#ВДНХзнание