Найти тему
Популярная акустика

Идем за проигрывателем - вертушки

" Вертушка " это сленговое название электропроигрывателей . Самого обширного класса проигрывателей винила в сравнении с электрофонами и "комбайнами"- музыкальными центрами .

Несмотря на простоту - нет усилителя, нет (чаще) фонокорректора именно в эти аппараты производитель вкладывал и сейчас вкладывает всю душу инженерных решений. Именно в них максимальный функционал электро-проигрывающего устройства ( стола) . Что бы не нарваться на "камень в мой огород" со стороны пытливого в хорошем смысле читателя -" а вот в "таком то электрофоне есть то то и тот то"- добавлю изредка и в электрофонах стол то же функционален.

Вертушка предпочтительнее в приобретении по многим причинам.

Первое и на мой взгляд очень важное , если говорить о винтаже это сам характер эксплуатации . Электрофон покупался для прослушивания пластинок - на первый взгляд глупейшая фраза - для чего ж еще то !? Ан нет - в сравнении с электрофоном подавляющее большинство вертушек приобретались что бы тихонько дремать под мягкой салфеткой и посмеиваться когда магнитофон трудился" во все тяжкие".

Все дело в том что вертушка приобреталась для перезаписи на магнитофон . Винил на тот момент носитель абсолютного качества фонограммы . Популярный советский - редок а импортный практически недоступен. Да и магнитофон просто удобнее в эксплуатации ( повторяться не буду в предидущей заметке- " идем за проигрывателем" ). Соответственно к ней относились бережнее , слушали много меньше - общее техническое состояние у вертушки будет наверняка лучше , чем у электрофона . Не говоря уж о состоянии иглы , что очень важно.

Второе . Если она не станет просто "модным гаджетом" и не займет свое место "под мягкой салфеткой" - сейчас то что переписывать ?, смеха ради оцифровывать фонограммы коих и так в сети полно.?.. Но откроет дорогу для похода в Хай-Фай. То будет более удобна поскольку все ее минусы ( отсутствие усилителя и ФК) сразу станут плюсами ибо нет предела совершенства тех устройств и подбирать их к своей вертушке можно бесконечно.

Третье - технические характеристики , " нолики". Ну куда ж без них ? Ну хоть чуточку! Собственно они как правило идентичны электрофоновским , относящимся к столу. И прогресс шел настолько стремительно , что в этом плане отличий практически нет. Как и в первой статье я говорю об аппаратах не ниже первой и высшей групп сложности СССР и импорте стандартизованным по DIN . Собственно "ноликов" всего ТРИ . ЭТО :

- Коэффициент детонации ;

- Уровень рокота;

-Отношение сигнал/фон.

Сигнал / фон ( еще пишут шум ) - то насколько сигнал громче общего фона/шума . Это критерий описания общего исполнения проигрывателя — расположения элементов на шасси , экранировки , заземления и так далее — легко на 2-3 абзаца , но канал не инженерный или научный , а популярный . Замечу лишь — если слышите выраженный фон или ( что мало вероятно )шум то это не «особенность» , а неисправность .

Рокот это инфранизкий шум привода . В прямом он определяется моторчиком , в прочем суммой шума двигателя и элементов передающих вращение на диск под пластинкой ( ролик , если есть ; вал опорного диска и тд — в общем всего что есть в приводе кроме мотора).

Пасиковый привод
Пасиковый привод
Прямой привод
Прямой привод

Одна оговорка — если все объединено в один корпус или шасси . В качестве аллегорического примера — если мотор отнести в соседнюю комнату и соединить с опорным диском пасиком , то рокот будет определять плохо смазанный вал опорного диска.

Редактированное фото из интернета
Редактированное фото из интернета

Если Вы по вашему мнению слышите рокот «через чур»— не спешите назвать вертушку голодной кошкой — смажьте машинным маслом видимые под опорным диском трущиеся детали , у прямого привода на моторчике то же как правило есть отверстие для смазки — несложно увидеть или отыскать в нэте.

Были конечно же своего рода « гибриды привода» . Мотор вращается с частотой 33,1/3 . Это квази прямой привод интересен с технической точки зрения НО - мотор + опорный механизм диска ( рокот + рокот ) .

-5

Средства борьбы с рокотом в частности различные формы резиновых матов - суть уменьшить площадь

соприкосновения .

-6

Решением « на грани фола» был трех лучевой диск Корвет 003 — все ж три луча опоры склонны подчеркивать неровность диска и в версии 038 он стал шести лучевым .

Фото из интернета
Фото из интернета

С сегментарной гребенкой.

Фото не из интернета
Фото не из интернета
-9

Не знаю насколько эффективен пробковый мат — нужно посчитать площадь соприкосновения , виброизоляционные свойства материала . Но кому это сейчас нужно и понятно? По этому — пусть зарабатывают , да и стоит на Алике копейки. Опять же « блажен кто верует».

Коэффициент детонации это у НИХ вообще ВСЕ. Это — на статью с дочитыванием минут 10 если бегло . Интересующимся нэт в помощь.

Во времена победившего Хай-Фая аксиомой было : проигрыватель должен иметь прямой привод ( рокот , стабильность частоты вращения, детонация), тяжелый корпус - сплит кило под 15 ( детонация, ) , тяжелый опорный диск( детонация , стабильность частоты вращения) , и всякие мелочи - демпферные ( подпружиненные ножки , у упомянутого Корвета еще и с регулируемой жесткостью ) , и прочее, прочее.

Но сейчас судя по « авторитетным мнениям» и продукции в магазинах это все отменили и это по своему не плохо . Виниловые проигрыватели достигли совершенства к 80-м. На чем зарабатывать ТО . На косвенном...

Тонарм . Эта штука имеет большое значение , но проигрыватели строятся по принципу « по Сеньке шапка» по этому уделять этой теме нет смысла .

Прочие параметры :

диапазон частот в Гц — это головка ( картридж)

разделение между каналами в дБ — он же — характеризует соотношение слышимости канала в соседнем.

питание 220 или нет. 110 это просто не Европа — не влияет ни на что просто добавляет неудобство . С выносным блоком питания на 12 вольт — думаю будет 3 кг , пасик и моторчик от кассетника ( это чудо просто оставим).

Масса габаритные параметры . Масса - уже описано . Габариты что называется « по вкусу».

Снова ключевые полторы — две минуты дочитывания прошли . Но вертушкам необходимо посветить хотя бы нескольким по абзацу . Поэтому спасибо за внимание .

К части третьей .