" Вертушка " это сленговое название электропроигрывателей . Самого обширного класса проигрывателей винила в сравнении с электрофонами и "комбайнами"- музыкальными центрами .
Несмотря на простоту - нет усилителя, нет (чаще) фонокорректора именно в эти аппараты производитель вкладывал и сейчас вкладывает всю душу инженерных решений. Именно в них максимальный функционал электро-проигрывающего устройства ( стола) . Что бы не нарваться на "камень в мой огород" со стороны пытливого в хорошем смысле читателя -" а вот в "таком то электрофоне есть то то и тот то"- добавлю изредка и в электрофонах стол то же функционален.
Вертушка предпочтительнее в приобретении по многим причинам.
Первое и на мой взгляд очень важное , если говорить о винтаже это сам характер эксплуатации . Электрофон покупался для прослушивания пластинок - на первый взгляд глупейшая фраза - для чего ж еще то !? Ан нет - в сравнении с электрофоном подавляющее большинство вертушек приобретались что бы тихонько дремать под мягкой салфеткой и посмеиваться когда магнитофон трудился" во все тяжкие".
Все дело в том что вертушка приобреталась для перезаписи на магнитофон . Винил на тот момент носитель абсолютного качества фонограммы . Популярный советский - редок а импортный практически недоступен. Да и магнитофон просто удобнее в эксплуатации ( повторяться не буду в предидущей заметке- " идем за проигрывателем" ). Соответственно к ней относились бережнее , слушали много меньше - общее техническое состояние у вертушки будет наверняка лучше , чем у электрофона . Не говоря уж о состоянии иглы , что очень важно.
Второе . Если она не станет просто "модным гаджетом" и не займет свое место "под мягкой салфеткой" - сейчас то что переписывать ?, смеха ради оцифровывать фонограммы коих и так в сети полно.?.. Но откроет дорогу для похода в Хай-Фай. То будет более удобна поскольку все ее минусы ( отсутствие усилителя и ФК) сразу станут плюсами ибо нет предела совершенства тех устройств и подбирать их к своей вертушке можно бесконечно.
Третье - технические характеристики , " нолики". Ну куда ж без них ? Ну хоть чуточку! Собственно они как правило идентичны электрофоновским , относящимся к столу. И прогресс шел настолько стремительно , что в этом плане отличий практически нет. Как и в первой статье я говорю об аппаратах не ниже первой и высшей групп сложности СССР и импорте стандартизованным по DIN . Собственно "ноликов" всего ТРИ . ЭТО :
- Коэффициент детонации ;
- Уровень рокота;
-Отношение сигнал/фон.
Сигнал / фон ( еще пишут шум ) - то насколько сигнал громче общего фона/шума . Это критерий описания общего исполнения проигрывателя — расположения элементов на шасси , экранировки , заземления и так далее — легко на 2-3 абзаца , но канал не инженерный или научный , а популярный . Замечу лишь — если слышите выраженный фон или ( что мало вероятно )шум то это не «особенность» , а неисправность .
Рокот это инфранизкий шум привода . В прямом он определяется моторчиком , в прочем суммой шума двигателя и элементов передающих вращение на диск под пластинкой ( ролик , если есть ; вал опорного диска и тд — в общем всего что есть в приводе кроме мотора).
Одна оговорка — если все объединено в один корпус или шасси . В качестве аллегорического примера — если мотор отнести в соседнюю комнату и соединить с опорным диском пасиком , то рокот будет определять плохо смазанный вал опорного диска.
Если Вы по вашему мнению слышите рокот «через чур»— не спешите назвать вертушку голодной кошкой — смажьте машинным маслом видимые под опорным диском трущиеся детали , у прямого привода на моторчике то же как правило есть отверстие для смазки — несложно увидеть или отыскать в нэте.
Были конечно же своего рода « гибриды привода» . Мотор вращается с частотой 33,1/3 . Это квази прямой привод интересен с технической точки зрения НО - мотор + опорный механизм диска ( рокот + рокот ) .
Средства борьбы с рокотом в частности различные формы резиновых матов - суть уменьшить площадь
соприкосновения .
Решением « на грани фола» был трех лучевой диск Корвет 003 — все ж три луча опоры склонны подчеркивать неровность диска и в версии 038 он стал шести лучевым .
С сегментарной гребенкой.
Не знаю насколько эффективен пробковый мат — нужно посчитать площадь соприкосновения , виброизоляционные свойства материала . Но кому это сейчас нужно и понятно? По этому — пусть зарабатывают , да и стоит на Алике копейки. Опять же « блажен кто верует».
Коэффициент детонации это у НИХ вообще ВСЕ. Это — на статью с дочитыванием минут 10 если бегло . Интересующимся нэт в помощь.
Во времена победившего Хай-Фая аксиомой было : проигрыватель должен иметь прямой привод ( рокот , стабильность частоты вращения, детонация), тяжелый корпус - сплит кило под 15 ( детонация, ) , тяжелый опорный диск( детонация , стабильность частоты вращения) , и всякие мелочи - демпферные ( подпружиненные ножки , у упомянутого Корвета еще и с регулируемой жесткостью ) , и прочее, прочее.
Но сейчас судя по « авторитетным мнениям» и продукции в магазинах это все отменили и это по своему не плохо . Виниловые проигрыватели достигли совершенства к 80-м. На чем зарабатывать ТО . На косвенном...
Тонарм . Эта штука имеет большое значение , но проигрыватели строятся по принципу « по Сеньке шапка» по этому уделять этой теме нет смысла .
Прочие параметры :
диапазон частот в Гц — это головка ( картридж)
разделение между каналами в дБ — он же — характеризует соотношение слышимости канала в соседнем.
питание 220 или нет. 110 это просто не Европа — не влияет ни на что просто добавляет неудобство . С выносным блоком питания на 12 вольт — думаю будет 3 кг , пасик и моторчик от кассетника ( это чудо просто оставим).
Масса габаритные параметры . Масса - уже описано . Габариты что называется « по вкусу».
Снова ключевые полторы — две минуты дочитывания прошли . Но вертушкам необходимо посветить хотя бы нескольким по абзацу . Поэтому спасибо за внимание .
К части третьей .