«А что так дорого?! Ты же всего лишь кнопку нажал!» — наверное, одна из самых популярных фраз о стоимости работы фотографа. А ведь за простым и быстрым нажатием кнопки стоит многолетний опыт, портфолио, список заказчиков, выставки, фотоальбомы и понимание что и как надо снять. Да и просто имя, в конце концов. Но ты всего лишь нажимаешь кнопку :)
Естественно, разброс гонораров варьируется от невероятно низких (1500 рублей за час работы) до высоких (от 200 000 и сильно выше за съемку). Тут кто во что горазд. Зависит от множества факторов.
Традиционно в нашей стране труд фотографа обесценен по той же причине, что я написал в самом начале — ну кнопку нажать, что такого? А продажа фотографий СМИ на мой личный взгляд полностью невыгодна смешными расценками за публикацию фото.
Также в определение стоимости своей работы надо учитывать огромную стоимость техники. Например, сейчас рабочий комплект (Canon) будет стоить от 600 000 тысяч. Опять же я рассматриваю нишу профессиональных камер и объективов. А не пластмассовую оптику для начинающих. Как обычно, работодатель хочет же получить человека с опытом работы и желательно со своей камерой. А с опытом работы растет и стоимость техники.
Лично я, никогда не работаю по часовой оплате, только стоимость проекта/съемки. Лично я никогда не работаю со стоками — с их расценками это просто смешно. Хотя знаю успешные кейсы работы со стоками, но там фотограф обычно снимает какую-то коммерческую стоковую муть 24 часа в сутки.
Да, это касается только фото. В видео ситуация совершенно другая, но тут я особо не в теме. Может, кто занимается в видео, напишет в комментариях, как у вас обстоят дела? Стоки, часовая оплата и вот это вот все?
Но, как любой фриланс, наша работа сильно зависит от экономики, кризисов. Как известно, в кризис рекламные и пиар бюджеты режут в первую очередь. А лично в моей сфере сильно поперек встал ковид — карантины, ограничения и невозможность куда-либо уехать в командировку. Знаете, когда у тебя в месяц две-три поездки, то отсутствие поездок в карантин было очень жестко.
Но в кризис постоянная работа в штате у фотографа, конечно, благо — позволяет пережить этот самый кризис из-за проседания заказов. Да, это работа «на дядю» на что недалекие идиоты говорят «фи», но… даже когда вы фриланс — вы все равно работаете на дядю. В данном случае заказчика. Естественно, свободы будет больше, и вы можете отказаться от неудобного заказа или невыгодного, но… деньги как обычно решают.
А пару дней назад знакомая прислала мне вакансию с вопросом, адекватная ли зарплата и пошел я бы на такую работу? Это вакансия фотографа, размещенная на HeadHunter аэропортом Шереметьево.
Перед тем как сделаю разбор этой вакансии с точки зрения фотографа, хочу напомнить, что вы продаете свои услуги, опыт, знания и умения работодателю, а он их покупает. Причем вы стараетесь продать их как можно дороже, а работодатель купить их дешевле.
А теперь смотрим на вакансию. «Ведущий специалист (фотограф). До 96 000 руб. до вычета налогов».
Если вбить в яндекс среднюю зарплату по Москве за 2022 год, то она будет примерно 120 000 рублей до вычета налога. Т.е. зарплата в 96 000 уже немного меньше средней зарплаты по столице. Но, цитирую: «Данные по ожидаемой зарплате специалиста на hh.ru по состоянию на 15 августа 2022 года составляют 78 889 рублей».
В целом, 96 000 рублей это не много, не мало. Это в целом нормально. Но! Вычитаем налог 13 процентов, вычитаем профсоюзный сбор (от 1 до 2 процентов), получаем на руки примерно 82 000 рублей. Так же помним, что в вакансии указано «до».
Но опять же, мы продаем работодателю свои «услуги, опыт, знания и умения» или работодатель хочет купить соответствующий набор знаний, опыта и так далее. Что же хочет работодатель в данном случае? Разберем по пунктам требования по функционалу и ожиданиям от кандидатов.
Начнем с функционала — собственно, что вы будете делать за 82 000 рублей (после вычета налогов).
Выполнять фото и видеосъемку (инфраструктура, репортаж, съемка официальных мероприятий, портретная съемка и по другим направлениям)
Я может отстал от жизни и не слежу за рынком, но здесь я вижу, что объединены две вакансии. Фото и видео съемка это две совершенно разные вещи. И профессионалы занимаются чем-то одним. Например фото. Видео тогда идет побочным продуктом. Или, наоборот. А уж одновременно снимать хорошо то и то на одном предприятии просто невозможно.
Обеспечивать фото-видеосъемку, монтаж и производство видео и фото контента с использованием современных видео-редакторов (специализированного ПО). Производит видео-контент для социальных сетей, в т.ч. в форматах TikTok, Reels, Shorts и др.
Здесь то же самое — совмещать фото и видео. Причем специфичная съемка для тиктоков, шортов и так далее требует особого виденья картинки и навыков. Это не документальный фильм снимать или видео с официального мероприятия.
Проводит аккредитацию на мероприятия (СМИ, фотографы, блогеры и т.п)
Не очень понятно, каким образом работа пресс-службы относится к работе фотографа. Учитывая, что фотограф или оператор обычно творческий человек и очень сильно не любит бумаги и бюрократию. Хотя, я может придираюсь?
Создает инфографику, схемы, графики, диаграммы, художественные решения, различные стили оформления и презентации для иллюстрирования публикаций в официальных аккаунтах Общества в социальных сетях.
А здесь еще хотят дизайнера. Очень типичная ошибка, когда считается, что фотограф по умолчанию еще и дизайнер или наоборот. Открою страшную тайну — в 99 процентах случаев это не так.
Модерирует комментарии пассажиров, клиентов и гостей аэропорта в официальных сообществах аэропорта в социальных сетях в случае отсутствия главного специалиста службы интернет коммуникаций.
Замещать своих коллег, конечно, хорошо, но каким образом это относится к знаниям и умениям фотографа?
Я лично вижу, что здесь в одной вакансии объединены минимум три профессии. Даже если объединить фото и видео, то создание инфографики, схем, презентаций так далее — это работа дизайнера. А аккредитация на мероприятия и модерация комментариев — это работа пресс-службы. На самом деле здесь целых четыре вакансии, так как фото и видео, как я написал выше, две разные стези. Но, не очень понятно, что нужно делать по видео. Снять на телефон видео — это одно. Сделать качественный ролик — совершенно другое.
Теперь перейдем к ожидания от кандидатов.
Опыт работы на официальных мероприятиях.
Опыт работы в транспортной отрасли – приветствуется.
Здесь вопросов нет. Единственное, смотрите, на первом месте стоит официальные мероприятия. На мой взгляд, вместе с другими пунктами, которые ниже, в первую очередь будущему работнику предстоит снимать скучнейший официоз, визиты официальных лиц, награждения, портреты и все такое. Самолеты, то, ради чего вы можете туда пойти, будет далеко не на первом месте.
Знание программ для фотокоррекции, умение работать в графических и видео редакторах: (Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Adobe Illustrator, Adobe Premier, Da Vinci, Resolve Filmora, Windows Movie Maker, Final Cut Pro и др).
Приветствуются навыки работы с приложениями фото и видео - редакторов на платформе IOS и Android: как InShot, LightRoom mobile app, VSCO и т.д
Все тоже самое. Фотограф-профессионал будет знать прекрасно ФШ и ЛР (или мобильные аналоги) и немного остальные. Профессиональный оператор будет знать только как снимать. Монтажер будет знать, как монтировать. И так далее. Хороших универсальных солдат не бывает. Или уровень выходящего материала будет уровня школоты из тик-тока.
Знание возможностей и ограничений социальных медиа: (ВКонтакте, Instagram,, Facebook, TikTok, YouTube Telegram, RuTube и других).
(Соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в России.)
Опять же, на социальные сети нужен отдельный человек, который делает контент из того, что снял фотограф или видеооператор, пишет тексты, занимается продвижением и так далее. И это работа не на полчаса в день между перерывами в другой работе.
Наличие портфолио: репортажная съемка, съемка официальных мероприятий с участием лиц представителей государственной власти, навыки авиационной фотографии, портретной и студийной фотографии.
Портфолио для фотографа — штука важная, я не спорю. Но, посмотрите, что здесь требуется. Съемка официальных лиц с участием представителей государственной власти — все тот же скучный официоз. Причем авиационная фотография требуется как «навыки». Явно не снимать самолеты вы там нужны :) Портретная и студийная понятно, хотя это уже деление на профили внутри профессии. Фотограф может быть крутым репортажником, но совершенно не уметь снимать в студии. Или, наоборот.
Приветствуются навыки работы в программах по созданию анимации: (Adobe Animate, Moho Anime Studio Debut).
Опять же, причем тут работа фотографа, видеооператора, человека для модерации комментариев и так далее? Это отдельный навык — создание анимации. Как и талант художника.
Аэропорт при этом предлагает график работы 5/2 и возможный ненормированный рабочий день. А учитывая, что будущий работник будет работать за четверых человек, то график у него будет точно ненормированный. Ну и помним, что это работа на территории аэропорта и туда надо ездить. Да, есть корпоративный транспорт и льготные тарифы на стоянки в аэропорту (это минус из зарплаты).
Большой плюс, это соцпакет. Корпоративный университет, ДМС и свой медперсонал, отдых и так далее.
Единственное, что не написано — на что снимать. Работодатель ожидает фотографа с собственным комплектом фототехники или предоставляет его? Это две большие разницы.
Давайте подведем небольшое резюме.
В первую очередь, постоянная работа для фотографа — это гарантия выживания в кризис. Хотя из моих знакомых проблемы сейчас испытывают незначительное число людей. Обычно те, которые снимаю что-то слишком узкоспециализированное Лавстори, свадьбы, репортажная фотография всегда будут востребована.
Отвечая своей знакомой на вопрос «пошел ли я на такую работу, и адекватная ли заработная плата по моему мнению?» я написал, что нет, конечно бы не пошел. Как я сказал выше, здесь совмещены обязанности трех или даже четырех работников, которые должны быть профессионалами в своих областях. А уметь все одинаково хорошо… обычно так не бывает. Или стоимость такого уникального специалиста взлетает до небес. И ищут таких не на сайтах поиска работников.
А снять хорошее видео — это обычно вообще командная работа оператора, монтажера, цветокорректора и по специалиста по звуку. Но это в идеальном мире, естественно. И предложенная зарплата до 96 (не забываем про приставку «ДО») до вычета налогов за то, что нужно будет делать, на мой взгляд, не соответствует ожидаемому функционалу и требованиям.
Дорогие читатели, каково ваше мнение? Как вы считаете, может это я с жиру бешусь и такая зарплата за такой функционал и обязанности — это сейчас нормально? Или, наоборот, хотят много, а будут платить мало? Каков ваш опыт отношений и переговоров с работодателями? Поделитесь пожалуйста в комментариях.