Что остаётся на месте алмазных выработок? Пустая разрушенная порода, которая продолжает вымываться и выветриваться и плохо подходит для растений — даже очень жизнелюбивых северных. Можно оставить всё как есть, продолжать разрабатывать новые земли и надеяться, что природа рано или поздно возьмёт своё. А можно взять дело в свои руки.
Выбор АЛРОСА — второй вариант. Поэтому за последние 14 лет компания восстановила более 3 га территории Якутии и засеяла семенами традиционной для региона растительности. Процессом превращения пустой горной массы в зеленеющие луга заведует заместитель начальника отдела гидротехнических сооружений АЛРОСА Надежда Лисс, сотрудник АЛРОСА в третьем поколении.
* Отвал — пустые породы, которые остаются на поверхности после разработки карьера. Представляют собой насыпь, которой свойственны большие ветровые надувы или ветровая эрозия. Для восстановления отвала требуется уплотнение горизонтальных поверхностей и превращение их в водоупоры.
** Хвостохранилище — комплекс специальных сооружений и оборудования для хранения отходов обогащения полезных ископаемых. Водонасыщенный объект. Для восстановления необходимо создание водоотводных канав и осушение, а затем гидроизоляция массива.
20 лет назад и сегодня
До 2002 года рекультивация нарушенных земель представляла собой выравнивание поверхности и ожидание, что всё само собой зарастёт. Фактически самозарастания не происходило, поэтому в АЛРОСА начали изучать отечественный и зарубежный опыт рекультивации.
В 2004 году пригласили к сотрудничеству Институт прикладной экологии Севера АН РС (Я) и провели первый совместный эксперимент — засеивание территории хвостохранилища обогатительной фабрики №3 в Мирном. Потом в 2011 году начались исследования и пробные посевы в Айхале. Поначалу многие эксперименты давали отрицательный результат, но это были важные первые попытки.
После 2020 года АЛРОСА занялась лесовосстановлением в Якутии — начали сеять семена сосны в Айхале и Удачном.
Победы, неудачи и бесценный опыт
Рекультивация земель на северных территориях — это ежедневный вызов, эксперимент, даже немного авантюра. Бывает так, что всё идёт не по плану, и нужно быстро придумывать новый план.
К примеру, самый первый опыт засеивания хвостохранилища в Мирном в 2004 году закончился тем, что на зеленеющих территориях начали появляться провалы, в которых накапливалась вода после дождя. Чтобы спасти ситуацию решили раскидать по территории пушинки камыша — и он принялся. Порода уплотнилась, а вода перестала утекать, ограниченная стихийными камышовыми зарослями. Получились импровизированные озёра. В 2015 году здесь даже обосновались утки. А ведь изначальный план ничего подобного не предполагал.
В 2017 году были посевы в Удачном — засеяли площадки на северном отвале семенами солероса, ромашки, пижмы, полыни, одуванчика и злаковых, всего более 35 килограмм семян. Взошли только солеросы, которые не испугались снега в июне, — но спустя два года погибли. Зато теперь на их месте — ромашковое поле.
Такое происходит постоянно. Но результат рекультивации земель — любой — действительно значим и важен.
«В 2019 году заметили наши поля местные животноводы. Теперь каждую осень наблюдаем, как сушится сено под солнцем, собираются стога, а летом пасутся лошади и коровы. В такие моменты чувствую удовлетворение от проделанной работы», — поделилась Надежда Лисс.
Хотите узнать больше о том, как добывают алмазы? Или, может, вы всегда мечтали о том, чтобы работать в алмазодобывающей отрасли? Присоединяйтесь к АЛРОСА — выберите идеальную вакансию по ссылке!