У многих россиян первая ассоциация с Советским Союзом возникает при слове «мороженое». Ведь к производству этого холодного угощения в СССР относились с большой ответственностью. Эскимо и пломбир были не просто лакомством для молодежи и заветной мечтой любителей сладкого, но и ценным продуктом с точки зрения питательности. Так что со скачком производства самого вкусного в мире, по утверждению ностальгирующих граждан, мороженого появилась другая потребность — в распространении лакомства внутри городов Союза. И тогда на улицах появились легендарные тележки, вес которых поначалу достигал сотни килограммов. Помните, как за ними по пятам следовали школьники без копейки в кармане? Давайте вернемся в славное советское прошлое и узнаем историю популяризации мороженого на территории СССР.
Зачем разносчику «баян»?
Производители мороженого столкнулись со следующей проблемой — стационарных точек было недостаточно, поскольку неохваченными оставались такие места с большим количеством прохожих, как парки, скверы, пляжи, зоны проведения культурных мероприятий. Самым простым и очевидным решением стала организация работы разносчиков. Мужчины и женщины носили на плече специальные лотки, которые прозвали «баян» из-за ремня, к которому они крепились. Однако у работников слишком быстро раскупали мороженое из-за небольшого размера лотка. Кроме того, «баян» был очень тяжелым и разносчицы уставали бегать с ним из магазина в парк и обратно. Все-таки электросамокатов в те времена не придумали.
Послевоенное чудо инженерной мысли
К счастью, в СССР не было проблем с изготовлением устройств или с модернизацией старых, поэтому вскоре эскимо и пломбир начали развозить на специальных тележках. Первые послевоенные конструкции были рассчитали на сохранение замороженного лакомства в достойном виде около двух-трех часов. Помогала выдержка в промышленной морозильной камере. Самая простая тележка выглядела как металлический ящик, установленный на раме с двумя или четырьмя колесами. Между стенками располагалась термоизоляционная прокладка из гофрированного картона, покрытого парафином. Ну, а в сам ящик сначала нужно было положить сухой или обычный лед, а после этого — коробки с фасованным или развесным мороженым. Причем последнее предварительно упаковывали в спецбанки-гильзы из металла.
Недостаток тележек для мороженого заключался в том, что первые конструкции могли ездить без особых проблем только по хорошему асфальту, который еще нужно было найти. Все дело в том, что колесики больше подходили для помещений. Вес конструкции достигал целых 68 килограммов, а ведь еще нужно было загрузить в него лед и эскимо с пломбиром. Так что работу продавцам облегчили лишь условно. Девушки с натянутыми улыбками «катили» такую тележку под палящим солнцем, не имея возможности укрыться под навесом, ведь главное — успеть продать товар до того, как он растает.
Колеса от мотоцикла и 105 килограммов холодного счастья
Однако советские инженеры не сидели сложа руки, поэтому новое версия тележек для мороженого имела обтекаемую форму и колеса мотоцикла. А это значит, что теперь лакомство можно было бы развозить даже по ухабам самых непроходимых деревень. Кроме того, советские мастера встроили в конструкцию небольшой отсек, где продавец мог хранить то, что ему необходимо в течение рабочего дня. Особенно они хвалили то, что в новой тележке имелась дополнительная опора, которая не давала ей укатиться во время очередного рейда. Кстати, именно такие конструкции обычно показывают в советских фильмах. Главным минусом «ТТМ-2», как ее называли, оказался вес в 105 килограммов при возможности загрузки мороженого до 50 кг.
Мармитная тележка с тяжелым и холодным грузом
Последней значимой эволюцией советских тележек для мороженого была мармитная. Ее облик напоминал те, в которых продавцы развозили горячие сосиски, котлеты и пирожки. Главное отличие заключалось в наличии специальных карманов для укладки сухого льда. Причем если в них уже не было необходимости, то конструкция позволяла вытащить перегородки и отсек для пломбира с эскимо. Из-за этого их количество в разы увеличивалось. Кроме того, инженеры предусмотрели поворачивающиеся колеса, кран для слива конденсата и двустворчатую крышку, открывающую доступ к холодному лакомству.
Правда, вес конструкции от этого легче не стал, а вырос — работницам приходилось толкать 125-килограммовые мармитные тележки. При этом не учитывалось коиличество мороженого, которого в эту тележку входило намного больше, чем в предыдущие версии. Только представьте, как уставали продавцы в пиковые летние недели. Вряд ли советские дети, мечтавшие в будущем целыми днями продавать эскимо и пломбир, представляли, насколько это тяжелый и изнурительный труд.
По промокоду dzen20 подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!