Развиваясь, сохраняясь, распространяясь и оставаясь доступным «избранным» - айкидо, имеет множество поклонников во всех частях света. Однако, в последнее время, количество занимающихся, если не сокращается, то явно не увеличивается.
Айкидо появилось в России в конце 80-х, за 90-е обрело структуру - организовались клубы и федерации. Всемирный центр айкидо Айкикай направил официальное признание Федерации Айкидо Айкикай России, а в 2010-е, количество признанных в России организаций возросло до тридцати. Визовая политика Японии и транспортная доступность сделало стажировки во Всемирном центре Айкидо и занятия с всемирно известными сенсеями –увлекательным путешествием. Айкидо стало максимально доступным для занимающихся и сочувствующих. Айкидо помолодело – по сравнению с 90-ми, сегодня основная масса занимающихся – дети и подростки. Сейчас секции Айкидо, можно найти в шаговой доступности в любом крупном городе России. Все это в большей степени, относится к Айкикай, хотя справедливо заметить – в других направлениях ситуация не отличается.
Почему же мы не испытываем дальнейшего значительного роста популярности? С развитием технологий, ростом темпа жизни, экономическими изменениями – люди стали более рационально относится к своим тратам. Речь идет не только о деньгах: время на дорогу, время на осмысление техник, время на разговоры и даже эмоции.
Это, во многом, обнажило противоречия, которые изначально были заложены в айкидо. В чем польза? Слова про «путь воина», «духовный рост», «стремление к совершенству» - более не работают? Человеку очень нужно понимать, чему он отдает свои усилия и главное зачем.
Среди всех противоречий мы постараемся обратить своё внимание на основные.
Таинственный ореол боевых искусств 60-х, 70-х, уступил место новым гладиаторам - ММА. Боевые искусства стали спортом, а затем красочным привлекательным шоу. Техники боя обрели вариативность, скорость, привлекательность – и с тем, еще большую эффективность. Айкидо, как не пытается вести разговоры - «и мы тоже можем», остается объектом для скептицизма. Никто в клетку не вышел, а при попытках провести свободный спарринг айкидоки все больше начинают с лоукиков, и боксерских двоек, возятся в партере, неудачно пытаясь сделать подобие котегаеси. Все, как правило, кончается разговорами о смертельности и невозможности применить ириминаге. И все же, как применить то, что всегда применял в режиме «уке-наге» - непонятно. Как посадить за штурвал Боинга человека, умело летающего на приставке – вопрос согласитесь не решаемый. В пору спрашивать - почему айкидо называют «Боевым искусством».
Айкидо официально зарегистрировано в России как вид спорта. Действительно, все виды физической активности находятся преимущественно в ведомости Министерства спорта РФ. Попытка официализации подобным образом абсолютно логична. Занимающиеся, не говоря о людях посвятивших часть своей жизни занятиям, должны быть официально признаны в рамках своей деятельности. Они приносят пользу стране, обществу, государству, не меньше чем другие виды спорта и области деятельности. По крайней мере, хотят приносить. Однако, трудность заключена в самой позиции айкидо относительно соревнований. Айкидо отрицает конкуренцию между занимающимися в любом виде. Как же тогда проводить соревнования, присваивать разряды? Делить на ранги. Все это требует серьезной работы – интеграция в систему занятий с детьми, подготовка инструкторов. Все это до настоящего времени имеет больше вопросов чем ответов.
Эстетическая красота демонстраций айкидо, в виде амплитудных бросков, взаимодействие в движении подобно танцу, это служит хорошей привлекательности айкидо. Демонстрации потенциально могли бы привлекать зрителей, что потом способствовало бы их приходу в додзё. И тут - как не потерять дух и эмоции, характерных для будо? Как не выхолащивать эмоциональную составляющую, характерную для воина, готового к схватке в любой момент?
Айкидо, отрицающее борьбу и конкуренцию за результат, направленное на взаимную практику и взаимное содействие в этой работе, могло бы стать хорошей площадкой, где люди учатся сотрудничать больше, чем соперничать. Однако трудно говорить о вреде соперничества и конкуренции в мире, который построен на соперничестве и конкуренции.
Айкидо, возникшее на основе восточного, а точнее японского мировоззрения, во многом содержит в себе конфуцианскую философию. Конфуцианство отличается от понятного для нас христианского мировоззрения во взглядах на абсолютные истины. Так термин «любовь», так часто встречающийся в словах Кайсё, Морихея Уэсибы, отличается в своём значении от принятого на Западе. Если на Западе – это больше милосердие, сочувствие, то на Востоке – это больше помощь на жизненном пути, содействие выполнению человеческого предназначения. Таким образом, айкидо являясь сегодня уже мультикультурным явлением, требует бережного отношения в трактовке того исторического пути, который ему пришлось пройти.
Я коснулся, только части противоречий, который считаю основными, и требующими незамедлительной позиции. По моему мнению, правильное решение задач, указанных выше, может решить судьбу дальнейшего развития айкидо. Поможет избежать неопределенной позиции и как следствие, фатальных ошибок развития. Хорошее понимание собственной ценности, развитие сильных сторон, а главное, интеграция в общую культуру – основной вызов для айкидо и айкисообщества в эпоху глобализации.