Найти тему
Дом кино

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»: за что сына Митты высекли розгами и почему Шолохов пожаловался на фильм Брежневу

Оглавление

6 декабря 1976 года на экраны вышла комедия Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Зрители приняли картину на ура, а вот от критиков режиссёр и актёры получили неодобрительные отзывы. Через два года после премьеры на имя Леонида Брежнева поступило гневное письмо от Михаила Шолохова — знаменитый прозаик раскритиковал фильм за высмеивание русской истории и принижение заслуг Петра I.

Ибрагим Ганнибал
Ибрагим Ганнибал

В основу фильма лёг неоконченный исторический роман Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Писатель посвятил это произведение своему прадеду Ибрагиму Ганнибалу. Тот родился в Эфиопии в семье африканского князя, сначала попал в плен к турецкому султану, а затем был передан в услужение Петру I. Сообразительный и авантюрный Ибрагим быстро завоевал расположение царя, а вскоре стал его секретарём и ординарцем. Его крестили по русскому обычаю, причём крёстным стал сам Пётр, и присвоили новое имя — Абрам Петрович. Впоследствии Ганнибал учился в инженерной школе в Париже, принимал участие в военных действиях в Европе и дослужился до высоких чинов. Ганнибал был дважды женат — на гречанке Евдокии Диопер и немке Христине-Регине фон Шеберг. Так что никакой романтичной истории на балу, показанной фильме, на самом деле не было.

-2

Александр Митта видел в главной роли только Владимира Высоцкого, однако чиновники из Госкино такой выбор не одобрили. Режиссёру предлагали поискать актёра в Эфиопском национальном театре во Франции, но Митта наотрез отказался. Забраковал он даже кандидатуру знаменитого американского темнокожего актёра и певца Гарри Белафонте, мечтавшего сыграть в картине, аргументировав свой отказ тем, что Ибрагим — русский интеллигент, и никакой иностранец не сможет этого передать.

-3

Сам Владимир Высоцкий с большим энтузиазмом начал вживаться в образ «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире». Чтобы превратить барда в «арапа», художники ежедневно покрывали его лицо толстым слоем грима. Сниматься в таком раскрасе было настоящей мукой, а ещё тяжелее было отмыться после съёмочного дня — приходилось тереть лицо губкой чуть ли не до крови.

-4

Режиссёр до последнего не мог найти подходящего актёра на роль Петра I. Лишь когда перед ним предстал Александр Петренко, образ наконец сложился. В сценарии роль царя была эпизодической, но специально для Петренко дописали несколько сцен. В выборе актрисы на роль возлюбленной Ганнибала решающее слово предоставили Владимиру Высоцкому — тот остановился на кандидатуре студентки Горьковского театрального училища Ирины Мазуркевич. А вот Ирину Печерникову, игравшую графиню Луизу де Кавеньяк, Высоцкому всё время приходилось носить на руках — актриса сломала ногу, не могла передвигаться самостоятельно и скрывала под пышным платьем гипс.

-5

В картине появились сразу два звёздных наследника. Юного дворянина Ваню Ртищева сыграл Евгений Митта — тринадцатилетний сын режиссёра. Когда встал вопрос, кого арап будет сечь розгами, Митта-старший ни секунды не сомневался. Потом Евгений смеялся, что на съёмках «отец оттянулся за всё своё демократическое воспитание» — пару ударов были самые настоящие. После этого мальчик перехотел быть актёром и впоследствии стал художником. А в крошечном эпизоде появился сын Марины Влади Владимир Бруйе.

-6

Изначально фильм назывался в точности, как и произведение Пушкина — «Арап Петра Великого». Но после просмотра картины киноначальство приказало её переименовать, чтобы оперетточная комедия не ассоциировалась с произведением классика русской литературы. Новое название, «длинное, как забор», огорчило не только режиссёра, но и Владимира Высоцкого, который говорил, что был в фильме первым, а стал третьим «после царя и запятой». Высоцкий вообще очень ревностно относился к своей работе в этой ленте. Однажды он упросил режиссёра сократить экранное время шута Балакирева в исполнении Михаила Глузского — тот так лихо отыгрывал образ и так остро шутил, что даже Высоцкий на его фоне смотрелся бледно.

-7

Поначалу воодушевлённый съёмками Высоцкий в результате остался крайне недоволен картиной. Специально для фильма он написал песни «Разбойничья» и «Купола» — первую должен был исполнить Валерий Золотухин, а вторую договорились использовать в титрах. Однако во время монтажа режиссёр понял, что песни не вписываются в стилистику, и решил их заменить, чем очень обидел Высоцкого.

-8

Александр Митта снял материал для двухсерийного фильма, однако по требованию цензуры очень многие эпизоды пришлось вырезать. Изначально в фильм включили исторический факт: у Петра I было 86 карликов, изображавших сенат. Для съёмок удалось найти всего восемь низкорослых актёров, но и от них киноначальство приказало избавиться.

Подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии!

Смотрите любимые фильмы в эфире телеканала «Дом кино»!