Найти в Дзене

Как проверить понимание речи у ребенка в домашних условиях

Всем здравствуйте. Если ваш ребенок не всегда выполняет просьбы, неохотно подключается к совместной игре, долго раздумывает над задачей «найди и покажи», то есть необходимость провести простой тест в домашних условиях на понимание ребенком обращенной речи.

Как провести тест дома маме и папе?

1. Положите перед ребенком 3 предмета ( именно 3,а не 2, так как в случае двух предметов ребенок может указать пальцем верный ответ случайно, а с пониманием речи так и будут трудности). Например, на столе лежат юла, пирамидка и мяч. Просим ребенка «Покажи, где мяч?». Смотрим на реакцию малыша, если его взгляд или голова повернулась в сторону нужного предмета, то далее важный момент- дать ему возможность взять предмет в руки. Помните об одной из ошибок, которую допускают родители: бывает так, что ребенок только потянул руки к правильному предмету, и родители тут же начинают его хвалить и хлопать в ладоши, так ребенок понимает, что сделал верный выбор, это подсказка. Вы должны дождаться пока ребенок не только посмотрит в сторону верного предмета, но и непременно возьмет его в свои руки.

-2

2. Картинный материал «Найди и покажи». Виммельбухи для такой цели не подойдут, уж слишком много изображений на одной страничке, ребенок может мгновенно растеряться, поэтому предлагаем книгу, где есть белый фон с несколькими отдельными картинками ( например, я

рекомендую заниматься по годовому курсу от Мазаник) Просим ребенка

«Покажи юлу», «покажи кубик», «Покажи мишу» и так далее. Задача- чтобы ребенок показал указательным пальцем требуемый предмет или персонажа. Напоминаю, что мы просим показать только знакомые ребенку вещи. Если вы еще не изучали с ребенком птиц или морских обитателей, то и не нужно просить его найти кого-либо. Были случаи, когда родители присылали мне видео, говоря, что ребенок не понимает обращенную речь, при этом просили найти на картинке «голубику», «чернику», «пеликана», «фламинго» и тому подобное. Я спрашиваю, зачем такие сложные названия, ведь малышу всего 1 год 7 месяцев, для него они не столь важны. Лучше попросите показать игрушки, домашних животных, транспорт ( машина, кораблик, самолет- минимальную базу).

3. Глагольный словарь. Бывает так, что родители говорят следующее: ребенок может показать в книге то, о чем я его прошу, но вот как начинаю звать, но не подходит и не отвечает мне. В данном случае стоит проверить, а насколько ребенок знаком с глагольным словарем. Часто у детей каша, они в потоке взрослой речи не слышат главную мысль. Например, мама зовет ребенка кушать. Вот этот глагол «кушать» должен быть ведущим. А что иногда происходит? «Миша, пойдем кушать, я тебе столько всего приготовила. Там тебя ждут котлетки, пюрешко, хлебушек, скорее иди сюда». Из всего этого длиннющего предложения ребенок запомнит лишь слово «сюда», а что именно сюда? Это слово не говорит ни о чем, не несет в себе какой-то нужной мысли для малыша. Что нужно говорить и как? Если вы зовете ребенка кушать, то сообщите ему об этом с помощью короткой фразы « Пойдем кушать?», или « Саша, ты хочешь кушать?». При этом не кричите из другой комнаты, а подойдите, спуститесь на уровень ребенка и задайте этот вопрос. В предыдущей статье я рассказывала, что для проверки малыша не стоит использовать подсказки. Например, вы зовете ребенка гулять и держите его перчатки, или зовете ребенка спать при этом держите в руках одеяло или его пижаму. Если ребенок понимает речь, то справится с задачей без подсказок. Вы позвали его кушать, и он пришел, сел за стол. Вы сказали, что пора гулять, ребенок подошел к дивану или шкафу, достал вещи и стал одеваться. Вот это показатель того, что ребенок понимает ваши слова и действует адекватно.

-3

4. « Вне логики». Эта игра как ни одна другая показывает уровень понимания речи ребенка. Здесь предлагается ребенку внимательно слушать и выполнять не как велит разум, а именно по инструкции. Одним словом, задание на слухо-речевую память. Итак, перед нами 3 предмета и 3 карточки в 3 цветовых гаммах: красный, желтый и синий. Задача взрослого попросить ребенка взять предмет и положить его на карточку другого цвета. Например у вас есть машинка синего цвета, мяч желтого цвета и кубик красного цвета. Также лежат карточки 3-х цветов. Ребенок попытается разложить синий на синий, красный на красный, то есть как и было бы разумным. Но нет, у нас задача другая- действовать по инструкции, поэтому мы просим: возьми кубик и положи на желтый ( например карточка в виде желтого квадрата). Положи машину на красный. И следим за тем, что будет делать ребенок. Бывает, что малыш еще не знает цвета, тогда мы играем иначе: берем корзину маленькую и большую и просим ребенка класть одни предметы в большую, другие в маленькую, но опять же внимательно слушая инструкцию.

5. «Дай». Еще одна игра, в которой можно проверить умение ребенка слушать и распознавать значение слов. Попросите ребенка дать вам что-то в руки: « дай куклу. Где кукла? Дай мне». Бывают случаи, что ребенок легко находит куклу, но инструкцию « дай мне» не понимает. Поэтому вы будете знать, над чем выстраивать дальнейшую работу. Не забывайте, что важно обучать ребенка понимать и существительные, и глаголы и прилагательные и т.д.

Только при регулярном общении у малыша формируется пассивный и активный словарный запас. Кто-то не любит играть с детьми, кто-то всегда занят, кому-то быстро становится скучно, однако я скажу так- если это время упустить, то потом будет еще скучнее ходить по специалистам и искать причину, почему ребенок молчит, почему ребенок не понимает, что я ему говорю. Это ведь ваше чудо, рожденное долгожданное чудо, поэтому проживите с ним каждый момент его жизни. Он меняется, растет с каждым днем, пусть пока вам приходится играть в пирамидки, кубики, всевозможные пазлы, придет время и вы отправитесь на рыбалку, в поход, запустите воздушного змея, посетите матч по футболу. Но сейчас этот кроха нуждается в мудром взрослом, который искренне будет рад заниматься с ним, играть, придумывать новые занятия, всей душой любить проводить с ним время.
Благодарю за внимание!