Найти в Дзене
Свободная Пресса

«Суперджетам» не хватает хорошего двигателя. Найдут ли замену французскому мотору или выпуск 142 Super Jet 100 встанет на паузу.

Оглавление

Российские авиакомпании в этом году получат десять самолетов Superjet 100, из которых только семь — абсолютно новые машины, утверждают «Известия» со ссылкой на источники в авиапроме и эксплуатантах. При этом в конце марта глава Минпромторга Денис Мантуров обещал, что заказчикам в этом году в общей сложности будет передано минимум 19 Superjet 100, так как для них полностью хватало зарубежной комплектации даже после введения западных санкций и отказа иностранных партнеров от поставок в Россию.

Пока в этом году получить самолеты удалось авиакомпаниям «Азимут» (один новый SSJ) и Red Wings (два самолета не этого года выпуска). «Азимут» ожидает в этом году поставку еще двух машин, в том числе одной новой. Red Wings планирует получить два новых SSJ-100 в декабре. Авиакомпания «Россия» также ждет пополнения парка новыми Superjet в этом году «в соответствии с ранее заключенным контрактом», их количество не уточняется.

В Минпромторге подтвердили, что из новых Superjet в этом году был поставлен пока только один борт, еще шесть находятся в центре поставок корпорации «Иркут» в Жуковском и будут переданы эксплуатантам в ближайшее время. В ведомстве отметили, что всего в рамках программы SSJ-100 планируется поставить «порядка 10 новых самолетов», но не назвали новых сроков по оставшимся трем бортам. Для сравнения, в прошлом году было поставлено 24 новых машины, в 2020-м — 12.

По словам источника «Известий», близкого к «Иркуту», поставить производителю сейчас просто нечего: после введения в феврале масштабных западных санкций против предприятий авиаотрасли РФ поставки комплектующих к SSJ полностью перекрыли.

Издание предполагает, что оставшиеся самолеты могут поставлены уже в следующем году, когда предприятия ОАК окончательно перейдут на выпуск импортозамещенной версии самолета — SSJ-NEW с отечественным двигателем вместо Sam146, которые производились совместно с французскими партнерами Safran.

Но, как рассказал «Свободной прессе» авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, именно замена двигателей является главной проблемой для налаживания массового производства Superjet. 14 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что власти выделят около 44 млрд рублей на расширение производства авиадвигателей для всей линейки гражданских и военно-транспортных самолетов. В течение двух лет требуется наладить выпуск около 50 двигателей ПД-8 для оснащения SSJ-NEW, 20 двигателей ПС-90А для среднемагистральных Ту-214, 14 двигателей ПД-14 для будущего флагмана российской авиации МС-21.

По словам Гусарова, если вопрос с двигателями ПД-8 не удастся решить в течение нескольких лет, выполнить планы Минпромторга по производству 142 самолетов этого типа до 2030 года будет крайне проблематично.

  • — Можно было бы поставить и 19 Superjet 100 в этом году, но нужен разумный компромисс. Думаю, власти посчитали, что в нынешних условиях важнее иметь запас комплектующих для самолетов, которые уже находятся в эксплуатации, поскольку нет гарантий, что эти детали можно будет получить в будущем. Значительно неприятнее, если из-за их нехватки начнут останавливаться самолеты, которые уже летают.
  • Кроме того, идет процесс создания импортозамещенного SSJ-NEW, в котором будут другие комплектующие, производимые в России. Нет особого смысла насыщать рынок самолетами предыдущей комплектации. Напротив, нужно будет что-то решать и с теми машинами, которые уже летают, как-то их переоборудовать под новые системы. А это вопрос непростой.
  • Импортозамещенный Superjet — это не полная копия нынешнего. По сути, это новая модификация, и нельзя будет просто взять какую-то одну его систему и поставить на старый самолет. Возможно, будет иметь смысл через какое-то время полностью переоборудовать их, например, после капитального ремонта, и вернуть его в эксплуатацию уже в новом облике. Особенно если речь идет о двигателе — самом сложном и главном элементе.
  • Предполагается, что новый самолет будет летать на отечественных двигателях ПД-8, а это серьезная модификация, сопряженная почти со всеми системами самолета, от топливной до электронной. Поэтому разумно было в этом году произвести оптимальное количество самолетов, оставить запас комплектующих и переключаться на Superjet в новом облике. Сейчас импортозамещенный SSJ собирается на заводе в Комсомольске-на-Амуре, его первый полет ожидается в следующем году.

«СП»: — То есть это будет уже, фактически, новая модель, нужны ли для нее новые сертификаты летной годности?

  • — Нет, модель та же, но должны быть получены дополнения к сертификату. Если взять один из самых популярных в мире самолетов — Boeing-737 — он совершил свой первый полет много десятилетий назад. В современной модификации Boeing-737 MAX от того самолет почти ничего не осталось, тем не менее, это все та же модель, просто она эволюционировала.
  • То же самое происходит с любым самолетом. Superjet нас возит уже 11 лет. Сейчас создается его новая модификация, будут испытаны новые системы, двигатель, на все это будут получены дополнения к сертификату типа. Насколько я знаю, обновляется не только начинка, но даже фюзеляж. Прежде чем этот самолет взлетит, он должен пройти заводские испытания, потом сертификационные и только после этого пойти в серию.
  • Но если сертификационные испытания проходят год-два, то повторять весь цикл для модернизированной версии не нужно. Испытываются только произведенные изменения, поэтому года вполне достаточно, чтобы сертифицировать самолет, серийное производство которого планируется запустить в 2024 году. Но есть важный момент, который пока не прояснен, — это замена двигателя.

«СП»: — В чем здесь неясность?

  • — Пока я не вижу от Объединенной авиастроительной корпорации сигналов к тому, что двигатель будет готов к этому сроку. Надежда есть, но она тает с каждым месяцем. Это совсем новый двигатель, и он должен быть отдельно испытан и сертифицирован, прежде чем он будет поставлен на крыло Superjet и сертифицирован уже в составе самолета. Это два отдельных этапа.
  • Для примера, двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2020 году, в прошлом — поставлен на самолет МС-21. Прошло уже больше года — а самолет с этим двигателем еще не сертифицирован. Если мы хотим в 2024 году получить полностью обновленный SSJ-NEW с новым двигателем, он должен встать под крыло хотя бы в середине 2023 года, но пока до этого этапа очень далеко, двигатель даже еще целиком не собран.
  • Готового рабочего двигателя, который можно было бы подвесить на летающую лабораторию для испытаний, еще нет. Если все будет происходить ударными темпами и без сбоев, впереди, в лучшем случае, еще два года. Если успеют в 2025 году — это будет успех.

«СП»: — В таком случае, удастся ли выполнить план по поставкам 142 Superjet к 2030 году, есть ли у нас такие мощности?

  • — Мощностей хватит для того, чтобы произвести и в два раза больше самолетов. Производство в том же Комсомольске-на-Амуре спокойно выпускает порядка 20 самолетов в год, максимальный показатель может достигать и 40 самолетов.
  • Просто потом эти темпы снизили потому, что были сложности с реализацией — рынку такое количество самолетов данного класса не требовалось. Так что задача для ОАК вполне реальная, но только если хотя бы в 2025 году будет запущено серийное производство этого самолета. Если будут задержки, а потом за три года нужно будет все быстро наверстать, это уже труднее.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков