Найти тему
MILITAN

МиГ-23 Разбил Нам Сердце! Рассказываю откуда на стене ГЭС в Намибии появилась эта надпись

Оглавление

Продолжение серии публикаций на тему боевого применения истребителей МиГ революционными военно-воздушными силами и противовоздушной обороны Кубы. В отличии от предыдущих, эта будет посвящена одному самолету, самому красивому истребителю Советского Союза - МиГ-23.

В сентябре 1978 года первые 45 истребителей МиГ-23БН и 2 МиГ-23УБ были поставлены в подразделения РВВС Кубы. Базой для них, как и для многих других МиГов, стала военно-воздушная база в Сан-Антонио-де-лос-Баньос. Появление у Кубы этих самолетов не просто улучшило ударные возможности ВВС, а имело и далеко идущие последствия на политической арене в Штатах.

"Кризис МиГов"

Американские разведчики разглядели на спутниковых снимках кубинских аэродромов узнаваемые силуэты истребителей МиГ-23БН. Несколько конгрессменов выступили с заявлением, что СССР и Куба нарушили договоренности подписанные после Карибского кризиса. Мало того, вдруг заговорили о советской мотострелковой бригаде находящейся на Кубе, о которой они и так знали, но очень уж удобно было вспомнить именно сейчас. В основе претензии был факт того, что МиГ-23 более эффективен, чем бомбардировщики Ил-28, о выводе которых договорились еще 15 лет назад.

Напряженность нарастала и Конгресс пригрозил не ратифицировать договор об ограничении стратегических вооружений с СССР (ОСВ-1). В начале ноября 1978 года президент Джимми Картер был вынужден разрешить ЦРУ два полета Lockheed SR-71 Blackbird над Кубой, чтобы подтвердить информацию об истребителях МиГ-23.

16 ноября 1978 года, двенадцать американских сенаторов прибыли в Москву для проведения переговоров по ОСВ-1, конечно же обсуждалась и тема кубинских истребителей. Советскую сторону представлял премьер-министр Алексей Косыгин, который не стал отрицать поставки МиГ-23 на Кубу, но с оговоркой, что поставляемый тип истребителя не несет какой-либо ядерной угрозы для США.

Продолжая разгонять ядерную истерию в Штатах и параллельно раскачивая кресло под президентом, сенатор Ричард Хелмс заявил, что у него есть неопровержимые доказательства того, что кубинские МиГ-23 обладают технической возможностью нести ракеты с ядерными боеголовками. Сразу после этого заявления появилась статья "темного князя" американского СМИ Роберта Новака и Роуленда Эванса, о страшной угрозе нависшей над Штатами. Народное волнение вынудило президента Картера созвать пресс-конференцию.

30 ноября 1978 года на своём публичном выступлении он объяснил, что Советское правительство заверило его, что самолеты не подпадают под ограничения о наступательных вооружениях в соответствии с соглашениями 1962 года. Кризис постепенно затихал и 17 января 1979 года Госдеп заявил, что кубинские МиГ-23 действительно не предназначены для несения ядерного оружия и не нарушают соглашения Кеннеди-Хрущева от 1962 года. Однако скандал оставил следы и стал одним из факторов поражения президента Джимми Картера на следующих выборах.

12 мая 2002 года, историческая встреча бывшего президента США Джимми Картера и Фиделя Кастро в Гаване. Авторство The Carter Center. Картер стал первым бывшим или действующим президентом США, посетившим Кубу после кубинской революции 1959 года. В прямой речи, которую транслировали по кубинскому телевидению, Картер призвал США положить конец неэффективному 43-летнему экономическому эмбарго, а президенту Кастро провести свободные выборы, улучшить права человека и предоставить больше гражданских свобод. Судя по лицу Фиделя, ему всё это не очень нравится.
12 мая 2002 года, историческая встреча бывшего президента США Джимми Картера и Фиделя Кастро в Гаване. Авторство The Carter Center. Картер стал первым бывшим или действующим президентом США, посетившим Кубу после кубинской революции 1959 года. В прямой речи, которую транслировали по кубинскому телевидению, Картер призвал США положить конец неэффективному 43-летнему экономическому эмбарго, а президенту Кастро провести свободные выборы, улучшить права человека и предоставить больше гражданских свобод. Судя по лицу Фиделя, ему всё это не очень нравится.

Реакция на Гренаду

Если уж писать о всех случаях применения кубинцами МиГ-23, то стоит отметить времена Вторжения США в Гренаду в 1983 году. Тогда кубинское правительство предположило, что следующей страной которую захотят посетить американские морпехи станет Куба, а происходящее в Гренаде лишь тренировка. На этот случай был заготовлен план действий. Истребители МиГ-23БН были поставлены в режим полной боевой готовности и в случае американского вторжения, они нанесут удары по целям во Флориде, таким как авиабаза Хоумстед и ядерный реактор в Турки-Пойнт.

20 марта 1991 года майор РВВС Кубы Орестес Лоренсо Перес угнал МиГ-23БН (бортовой номер FAR-722) в США. Как и в предыдущих случаях дезертирства, самолет был возвращен на Кубу. Позже Лоренцо предпринял попытку вывезти свою семью с острова, но не сумев сделать это легальным способом он решил изменить подход к её решению. 19 декабря 1992 года он арендовал лёгкий двухмоторный самолет Cessna 310 и отправился на Кубу. Забрав жену и детей он благополучно вернулся обратно в Соединенные Штаты.

МиГ-23 майора Ореста Лоренцо Переса на базе ВВС "Key West" Фотография из свободных источников. Общественное достояние.
МиГ-23 майора Ореста Лоренцо Переса на базе ВВС "Key West" Фотография из свободных источников. Общественное достояние.

Возможно Вы спросите, почему я упомянул произошедшее в 1991 году именно сейчас. Поясняю, чтобы плавно перейти к следующему этапу службы МиГ-23. Дело в том, что майор Перес напишет книгу "Крылья утра", в которой подробно описан опыт войны в Анголе, где он совершил более 40 боевых вылетов на истребителе МиГ-21, а всего кубинцы вылетали на задание более 1000 раз.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В 1984 году Советский Союз поставил на Кубу около пятнадцати перехватчиков МиГ-23МФ. Какое-то время, это были единственные истребители 23-й серии на острове, вооруженные ракетами класса "воздух-воздух", пока МиГ-23МЛС не вернулись из Анголы.

Кубинские "двадцатьтретьи" в Анголе

В середине 1980-х годов Куба начала получать от СССР партию из пятидесяти самолетов МиГ-23МЛ. По приказу команданте самолеты отправлялись из Москвы прямиком в Анголу. В этой войне самолет использовался в основном как бомбардировщик и только к концу войны, а особенно во время решающего сражений при Куито–Куанавале, потенциал перехватчика был по достоинству оценён.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Лучшим истребителем-бомбардировщиком ВВС Анголы считается Су-22 и ходят упорные слухи, что на них также летали кубинцы. Однако есть как минимум два фактора, которые заставляют лично меня в этом сомневаться.
Во-первых, Куба никогда не эксплуатировала этот тип самолетов, а во-вторых, учитывая профессионализм и мастерство кубинских летчиков, уж слишком много "Сушек" было потеряно в авариях. Могу ошибаться.
@militan

По заявлениям некоторых южноафриканские летчиков, они всегда старались избегать МиГ-23. Бывало даже так, что операцию отменяли, если узнавали, что встреча с ним не избежна.

Согласно кубинских источников истребителями МиГ-23МЛС над Анголой было сбито четыре самолета и один вертолет ВВС ЮАР:

  • Один Dassault Mirage F1AZ. В первой половине 1987 года, на севере Намибии. ЮАР признала потерю самолета, но утверждала, что он был сбит 9К31 "Стрела-1" или 9К32 "Стрела-2".
  • Один самолет Atlas Impala, дата не указана. Atlas Impala, это лицензионная версия итальянского лёгкого штурмовика Aermacchi MB-326GB, собранного в ЮАР.
  • 27 сентября 1987 года МиГ-23МЛ сбил южноафриканский вертолет Sud-Aviation SA.330 Puma советской управляемой ракетой Р-60.
  • Так же 27 сентября 1987 года. Майор Альберто Лей Ривас и лейтенант Чао Гондин на МиГ-23МЛ атаковали два Mirage F-1CZS 3-й эскадрильи ВВС ЮАР и выпустили по ним три ракеты Р-60. После попадания ракеты в один из Миражей, он загорелся и упал на вражеской территории. В другой попали две ракеты, но самолет не потерял хода и ушел в Намибию:
Капитан ВВС ЮАР Артур Пирси повел поврежденный самолет на аэродром в Рунду (Намибия). Однако при приземлении его "Мираж" на большой скорости вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, въехал в канаву. Летчик катапультировался, но из-за недостатка высоты, парашют не успел раскрыться. Капитан Пирси выжил, но получил перелом позвоночника и до конца жизни был прикован к кровати.

10 сентября 1987 года, южноафриканские истребители Mirage F-1CZ перехватили десять МиГ-23МЛ (восемь бомбардировщиков и два самолета сопровождения). Бомбардировщики уши, а "Миражи" смогли обстрелять эскорт. На записи фотопулемета видно, как одна ракета взрывается рядом с МиГ-23, но летчик "Миража" по какой-то причине не заявил об этом.

25 февраля 1988 года Эладио Авила на МиГ-23МЛ перехватил два истребителя Mirage F-1. Стороны выпустили ракеты, но безрезультатно. В другом безрезультатном бою, капитан Орландо Карбо на МиГ-23МЛ сообщил об атаке на него трех "Миражей", которые выпустили три ракеты V-3 Kukri IR, но промахнулись.

О потерях

Флот кубинских МиГ-23 сильно страдал от ПЗРК FIM-92 Stinger. В 1985 году солдатами "Национального союза за полную независимость Анголы" (УНИТА), были сбиты МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ. В своей книге Рафаэль Дель Пино вспоминает, что только за одну неделю боевых действий они потеряли три МиГ-23. Так же известно, что 14 января 1987 года, из ПЗРК 9К32М "Стрела-2М", союзники-ангольцы сбили самолет кубинского летчика Франциско А.Доваля.

Отступление к "Миражу"

Считаю нужным отметить, что Mirage F-1 был достойным противникам, особенно при должной выучке и опыте летчика. Для примера, после совместных полетов чешских и французских летчиков на авиабазе Ческе-Будеёвице в 1994 году, первые сделали для себя несколько выводов:

"Учебный бой пары МиГ-23МФ и Mirage F-1B показал, что несмотря на относительно слабый двигатель "Миража", это очень маневренный самолет. Благодаря механизации крыла и небольшой удельной нагрузке, он в любой момент мог "перекрутить" наш МиГ-23МФ. Так же он обладал большим запасом топлива, что в бою может иметь решающее значение."

МиГ разбивающий сердца

Некоторые кубинские историки приписывают истребителю МиГ-23 победу в ангольской войне. Если придерживаться этой версии, то последний "штрих" был поставлен в мае-июне 1988 года. После поражения при Куито-Куанавале южноафриканцы отступили в Намибию. На этот момент времени МиГи завоевали полное превосходство воздухе в этом регионе, несмотря на это 26 мая южноафриканские войска начали наступление близ Чипы. Кубинцы знали о возможной контратаке и на этот случай у них был простой план, бомбить места дислокации войск противника.

Уже на следующий день двенадцать кубинских МиГ-23МЛ, вооруженные фугасными бомбами, появились над плотиной ГЭС в Руакана-Калуеке. Эта станция обеспечивала электроэнергией большую часть Намибии, а на её территории и в непосредственной близости, находилась крупная группировка войск ЮАР. Через несколько часов после сокрушительного налета, южноафриканцы взорвали мост на пограничной реке Кунене, поскольку боялись прорыва танков на намибийскую территорию. Когда кубинские войска прибыли на ГЭС, они обнаружили большое количество перевернутой и сгоревшей бронетехники, куски униформы и полностью уничтоженные турбины станции. На одной из стен ГЭС красовалась, надпись написанная на языке африкаанс:

"MIK23 sak van die kart"
"МиГ-23 разбил нам сердце"

MIK23 sak van die kart
MIK23 sak van die kart

После этих событий, Претория запросила мира и 22 декабря 1988 года было подписано соглашение о синхронном выводе с территории Анголы и Намибии кубинских и южноафриканских войск.

Когда кубинские войска вывели из Анголы, все уцелевшие МиГ-23МЛБ были отправлены на родину. Выставленный в музее ВВС Кубы в Гаване истребитель МиГ-23МЛ, является ветераном войны в Анголе.

-5

Post Scriptum

С МиГ-23 связана еще одни история, которая больше известна на самой Кубе и возможно в США, нежели в мире. 24 февраля 1996 года в воздушном пространстве Острова Свободы было сбито два легких самолета Cessna Skymasters. Можно подумать, вот так заслуга сбить два "кукурузника", но не всё так просто. По наводке кубинской шпионской ячейки в США, которую позже назовут "Кубинская пятерка", удалось узнать, что члены организации "Братья идут на помощь" будут добираться до острова на трех самолетах Cessna. На зернистом кадре видеозаписи, которую вели с единственного уцелевшего самолета Cessna, не раскрывает многих деталей произошедшего, но на нем безошибочно можно определить узнаваемые очертания МиГ-23. В тот день он был в звене с двумя МиГ-29УБ.

*Члены организации "Братья идут на помощь" были причастны ко многим терактам и заказным убийствам на территории Кубы, а МиГи привели приговор в исполнение.

Вопрос к Вам, дорогие подписчики. Продолжая тему Кубы, есть мысль написать статьи на тему:

  1. Дезертир-угонщик Орест Лоренцо Перес;
  2. "Кубинская пятерка", операция под прикрытием;
  3. Рафаэль Дель Пино. Как национальный герой Кубы стал перебежчиком.

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Для желающих помочь каналу рублем:
5536 9138 9630 2045

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!
@militan