Прежде чем искать ответ на этот вопрос, зададимся другим: а зачем ему нужна эта любовь? Ведь в отличие от «скучных букв» есть телевизор, гаджеты, интернет, где можно найти любую информацию в любой момент.
Однако, несмотря на всю внешнюю привлекательность современных технологий, они не дают и капли того богатейшего опыта, что переживает человек, читая книги.
Начиная с младенчества ребёнок слышит, как мама читает ему стихи и сказки. Прекрасно, если это мелодичная классика, как сказки Пушкина или ритмичные стихи в стиле Чуковского, Михалкова или Маршака. Сначала малыш просто реагирует на мамин голос, потом начинает прислушиваться, о чем идёт речь, улавливая знакомые слова и открывая для себя новые.
В одной детской книжке может одновременно проигрываться с десяток различных переживаний, моделей поведения, просто и понятно на чувственном уровне детям преподносятся причинно-следственные связи. У маленького читателя формируется опыт познания мира в безопасной для него среде. Ему достаточно прочитать в книге о грязнуле, от которого сбежали «и чулки, и башмаки», чтобы догадаться о пользе соблюдения гигиены. Или, не проверяя на себе, узнать о том, что случится, если играть на дороге, где ездят машины.
Постепенно, с каждой новой книгой у ребёнка накапливаются знания об окружающем его мире, о социуме, формируется понимание, как устроен наш мир.
Кругозор юного читателя непременно расширяется, ведь детская психика устроена так, чтобы малыш с самого рождения активно познавал мир, в который пришёл всеми доступными ему способами.
Поэтому, любопытство - его главная движущая сила. И частично потребность в жажде познаний мы должны закрывать книгами. Самыми разными. На любую тему, что может заинтересовать маленького исследователя.
Я - мама двоих читающих мальчишек-погодок и могу поделиться своим собственным опытом в данном вопросе. Скажу сразу, что старший читать любит больше, чем младший, ведь для него у меня было больше свободного времени и сил.
Итак, как я прививала любовь к чтению у своих детей:
• Читала сказки Пушкина им на первой же неделе после роддома. Пушкин был выбран именно из-за озвученной ранее мелодичности языка;
• Потрясающая система «Умница»: их комплект «Чтение с пелёнок» красовался почти на всех стенах и знакомил грудничка с миром текста;
• Когда пришло время приучать к горшку, непоседу удавалось удержать на месте только благодаря чтению сказок - во всех лицах и на все лады. (Скажу по секрету, теперь они всегда в туалет идут с целой библиотекой - такой неожиданный побочный эффект);
• Очередь в поликлинике переносится радостнее и полезнее, если почитать малышу пару книжек. Раз 15 - они так любят)). Кстати, чужие дети тоже успокаиваются, встают рядом и внимательно слушают. Вам благодарны сразу все.
• Отсутствие гаджетов, разумеется. Настолько, чтобы ребёнок в первые лет пять даже не догадывался, что это такое, и что ему можно брать их в руки. Зависимость от телефона убивает его незаметно, изнутри. Когда станет видно, может уже быть поздно;
• Невероятно крутые «Кубики Домана-Маниченко». Опять же, система «Умница». Оговорюсь сразу, это не реклама! С рождением младшего пришлось забыть о «Чтении с пелёнок», поэтому, в 5 лет нам очень помогли эти кубики. Ребёнок в течение месяца полностью освоил принцип чтения, дальше уже сам нарабатывал качество и скорость.
• Давать детям много разной литературы на любую тему.
Конечно, сейчас хорошие книги очень дорогие, не каждый родитель может купить их. Но в любом населённом пункте должны быть библиотеки, где можно найти множество замечательных книжек.
И куда уж без прописных истин - дети смотрят на нас и повторяют за нами.
Как алкоголизм начинается с первой увиденной рюмки, что пьёт папа, так и любовь к чтению начинается с нас, родителей. Нам выбирать, к чему вести детей.
Итак, для того, чтобы приучить ребёнка к чтению, надо способствовать его любознательности, а не подавлять его. А также обеспечивать возможность утолять ее в книгах на всевозможные темы.