Предметы, наделённые волшебной силой, встречаются и в народных, и в авторских сказках. Гребень — одна из таких магических вещей, внешне привычная и бытовая, но при этом культовая для многих народов. С ритуалом расчесывания волос связано множество верований. Отголоски их встречаются и в сказочных сюжетах. Гребешок может спасти главного героя, защитить его от погони; но может и заставить его потерять память, уснуть колдовским сном, измениться до неузнаваемости... В славянской традиции гребень чаще считался оберегом от порчи и сглаза. Правда, расчёсывая волосы человеку, можно было и "убаюкать" его — отобрать силу, лишить собственной воли...
В сказке Андерсена "Снежная королева" есть момент, когда Старушка в цветущем саду заставляет Герду на время забыть о цели своего путешествия: "... продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая..." Некоторые исследователи связывают образ старой колдуньи со смертью, и этому есть основания: Андерсен был религиозен, и вольно или невольно закладывал в свои чудесные истории подобные смыслы. Правда, Старушка была по сюжету доброй, и колдовала редко — просто очень хотела избавиться от одиночества, оставив девочку у себя. Но её реплика о том, что рано или поздно Кай обязательно заглянет в её сад, звучит устрашающе. Никто не пройдёт мимо границы между царством живых и умерших, никому не миновать этого пути...
Серьёзна роль гребня и в "Белоснежке и семи гномах" братьев Гримм. Там злая мачеха, переодевшись в торговку, приносит главной героине отравленный гребешок, и едва он касается волос девушки — яд проникает внутрь, и Белоснежка падает замертво. Схожим сюжетом обладает "Сказка о мёртвой царевне" Пушкина, там инструментом мести служит яблоко. В одной из интерпретаций русской сказки "Финист — ясный сокол" также фигурирует гребень, лишающий возможности двигаться и разговаривать — его вонзили в кудри богатыря, чтобы не дать ему одержать победу над вражеским войском. А в "Голубой змейке" Бажова целый сюжет посвящён гаданию на гребне, в результате которого чуть было не случилось непоправимой беды с Марьюшкой и её братьями, вызвавшими своей скверной шуткой странное золотоносное существо...
С золотом и его соблазнительной силой связана и фабула чешской сказки "Девица с золотым гребнем", где внимание героя привлекает обитательница колодца, расчёсывающая волосы. Татарская сказка "Водяная" строится на том, что мальчик, купающийся в реке, заметил ведьму, которая уронила драгоценный гребень — и забрал себе её украшение, не зная ещё, чем обернётся этот дурной поступок. Среди русских крестьян тоже были популярны рассказы о русалочьих гребнях, неосмотрительно подобранных людьми и приносящими несчастья. Согласно поверью, если рыбак найдёт такую вещь, её ни в коем случае нельзя брать — может спутаться невод, и сам человек рискует утонуть, если не вернёт находку Духам Воды...
Иногда предмет служит очень наглядной метафорой, как в басне Крылова "Гребень". Пока причёска была в порядке, гребешок скользил по волосам, не доставляя никакого дискомфорта. Но стоило чуть-чуть ослабить внимание, прекратить тщательно следить за локонами — и всё, чтобы привести их в форму, нужно терпеть боль. Так бывает и с правдой, которая легка и приятна лишь в том случае, когда не затрагивает твоих собственных "спутанных волос", всклокоченных и неопрятных.
Деревянные гребни в старину нельзя было показывать посторонним, класть на стол и особенно на подоконник — ангела спугнёшь. Новым гребнем, который ещё ни разу не использовался, обычно чесали какое-нибудь домашнее животное, чтобы очистить его от возможного наговора и отвести беду от будущего владельца.
Не все сказочные сюжеты построены на губительных свойствах гребня. Например, в сказке Энн Хогарт "Мафин и волшебный гребешок" вещица исполняет желания, наподобие цветика-семицветика. Стоит отломить зубчик и попросить что-то — загаданное тут же исполнится. Но самый, пожалуй, популярный мотив защиты связан с русской народной сказкой "Баба-Яга". Там, чтобы скрыться от преследования, нужно было бросить гребень через плечо — и тут же вырастал дремучий непроходимый лес, преодолеть который злым силам было невозможно.
В новой оригинальной сказке А. Спирина и Е. Ермаковой "Царь Холод, или Волшебный гребень" тоже присутствует эта удивительная вещица, имеющая такую богатую историю. Какова её роль в нашем спектакле? Приходите в Новый драматический театр и непременно узнаете!
Наш адрес: Москва, ул. Проходчиков, д. 2 (рядом с Национальным парком "Лосиный Остров")
БИЛЕТЫ ЗДЕСЬ