Первая попытка ликвидировать объект накопленного экологического ущерба «Черная дыра» в Дзержинске была предпринята более десяти лет назад. Звучало много обещаний о скором решении вопроса, но быстро сказка сказывается, медленно дело делается
Неслучайно «Черную дыру» называли самым грязным озером на планете, причем, это не просто грязь, а химические отходы, несущие угрозу природе. Как их извлечь из карстового провала, в который их сливали десятилетиями? Нужны специальные технологии – а есть ли они где-нибудь в мире, есть ли удачный опыт ликвидации подобных объектов?
Стоит подчеркнуть принципиальное различие между ликвидацией и рекультивацией. Последняя подразумевает приведение в божеский вид: присыпали грунтом, высадили зелень, деревья – а свалка остается под ними, продолжает выделять вредные соединения, которые разносятся на прилегающие территории грунтовыми водами.
У меня пока есть сомнения в том, что у нас действительно есть нужные технологии и средства для ликвидации трех самых известных объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске: «Черной дыры», «Белого моря» и полигона «Игумново». Но даже если предположить, что эти работы будут проведены должным образом, сколько еще останется таких свалок на территории Нижегородской области?
Сегодня происходит рекультивация нескольких свалок – в Богородском и других районах области. И в значительной мере эта рекультивация заключается в том, что накопленные на этой территории отходы загружают в машины и перевозят на другую свалку. А ведь их нужно перерабатывать на специальных установках.
Для сортировки и утилизации нового мусора уже есть технологии – и за рубежом, и в России, в частности, в Москве. Отсортированные фракции дают тепло и электроэнергию или направляются на вторичное использование. Это действительно переработка мусора.
Если что-то приходится сжигать, то это нужно делать без ущерба для природы, без загрязнения атмосферы, чтобы запахи не распространялись на три-пять километров. Мусоросжигающий завод – это не решение проблемы.
Почему заводы по переработке мусора в ряде европейских стран находятся в центре крупных городов, и вы даже не догадаетесь об этом, оказавшись рядом? Ряд стран закупает у соседей мусор, чтобы в ходе переработки выработать электроэнергию, тепло, вторичные материалы и продать все это потребителям. Мы пока что не приблизились к такому уровню.
Для решения проблем с отходами нужно, во-первых, отказаться от формирования новых свалок. Во-вторых, принимать принципиальные и обоснованные решения. Если мы выделяем семь с лишним миллиардов рублей на ликвидацию «Черной дыры», то должны знать, какие будут применяться технологии и оборудование, в какие сроки будут проведены работы, и что мы получим на выходе.
Иначе, несмотря на потраченные средства, мы в скором времени обнаружим себя на огромной мусорной свалке.
А история с задержанием ликвидаторов «Черной дыры» это частный случай. Следствие должно разобраться, было здесь мошенничество, происки конкурентов или что-то другое.
Пока ясно только одно: «Черная дыра» до сих пор не ликвидирована. И я считаю, что нельзя допустить, чтобы она была просто закопана, а значительная часть вредных химических отходов осталась в земле. Мы должны четко понимать, что именно нужно сделать, чтобы очистить эту территорию, это главное. Но такого понимания на сегодня нет.
Александр Суханов, политолог