Озеро крови... я плыву в нём. Кровь быстро остывает и затягивает меня, как болото. Железом воняет нестерпимо. Не чувствую ног. Слабею. Нос и рот забиваются холодными сгустками. Всё, что ещё держит меня на плаву - надежда, желание выжить и странное ощущение незавершённого дела.
Всё ещё ожидая смерти, я открываю глаза. Взгляд упирается в низкий мутный потолок крио-капсулы. Из всего тела я контролирую только глазные яблоки и отчасти нижнюю челюсть. Немедленно начинаю скрипеть зубами, надо же что-то делать. Скоро начнёт ныть сердце, покажется, что я захлёбываюсь, теперь уже по-настоящему... пока что - просто парализован. Но всё же чувствую нестерпимый холод. При этой температуре однозначно не может жить человек.
- Доброе утро, - скрипит стандартное приветствие "Авроры" в записи. - Сейчас... семь тридцать... тринадцатое... февраля. Пятьдесят. Шестого. Года. По бортовому счислению. Если вы ощущаете удушье, замутнённость сознания или...
- Только не говори, что раньше срока.
Попытка разговаривать - адский труд, на выходе одно сипение, почти ультразвук. Но Аура понимает меня. Голос оживляется интонациями:
- Господин Заратустра Нельсон, решение о вашем пробуждении принято на общем голосовании искусственных интеллектов на борту. Желаете услышать подробности прямо сейчас?
- Аура, бога ради...
- "Разморозь, а потом говори"?
- Да.
- Слушаюсь, - её тон кажется сочувствующим и одновременно снисходительным. Самомнение компьютера! Я закрываю глаза. Я не устал, я просто ещё мёртв.
К восьми я возвращаюсь настолько, чтобы выйти из капсулы. Я как новорождённый: голый, дрожащий, опустошённый. Я шатаюсь. Я заново вспоминаю, как ходить. По щекам бегут слёзы. Реальность чёртовой криотехнологии даже близко не похожа на рекламу, ту, с кудрявой блондинкой, что просыпается с улыбкой на губах и бежит в спортзал.
Впрочем, не всё ли равно? Сейчас то, что осталось от меня, интересует только один вопрос.
Среди одинаковых капсул, похожих на мою, я по памяти нахожу одну с надписью "Судзуки Томоко" на крышке. Встаю на колени рядом с ней, вызываю дисплей, жадно, дотошно, кропотливо проверяю код. Только убедившись, что за всё время в работе капсулы не было сбоев, я прислоняю лоб к зеленоватому стеклу, отдавшись сладкому ощущению покоя.
***
На браслете - девять пятнадцать по бортовому времени. Я прикладываю ладонь к сенсорной табличке, и серебристая дверь зала Проекций скользит в сторону без звука, заподлицо утопая в пазах.
По высокому потолку зала плывут нежные серебряные облака. Я смотрю на них с раздражением.
Навстречу мне делает шаг Мигель, подняв руки в приветственном порыве. За пятьдесят шесть лет он не изменился внешне ни на йоту, как и корабль. И всё же это огромный срок разлуки даже для робота.
- Зара! Я так счастлив!
- Ты что, издеваешься? - сухо интересуюсь я.
Горячее молоко, которое я только что выпил, заставляет клетки буквально звенеть. Сухая одежда дарит эйфорию, всего лишь прикасаясь к коже. Я силён, бодр, и всё же чувствую себя отвратительно. Каждое пробуждение из крио-сна укорачивает жизнь. Ни для чего хорошего меня бы не разбудили.
Мигель опускает руки, хлопает круглыми глазами. Поза разочарования с долей покорности, которую приняло анатомически совершенное тело, читается на раз. Я подчёркнуто игнорирую.
Глядя в сторону, я прохожу мимо него и сажусь в кресло, убираю волосы с лица, барабаню пальцами по круглой панели с текстом вечной Инструкции.
- Ну, что стряслось? Вы отнимаете у меня время. Я ничерта не молодею тут с вами.
- Я и "Аврора"... столкнулись с проблемой плесени.
- Два искусственных интеллекта поколения Печати не могут придумать, чем побрызгать плесень? - прерываю я.
Веки Мигеля дрожат. Люблю ворошить ему нервы. За то время, что я валялся в хрустальном гробу, старик наверняка успел иконизировать мой образ. До трясучки этого не люблю.
- Речь о разумном виде, - включается в разговор динамик на потолке. - Культура джи эйч тысяча восемнадцать.
Я вскидываюсь.
- А что она делает вне запечатанных пробирок? Мигель, какого хрена, какого хрена?!
Мелкие мимические мышцы старого робота собирают, как пазл, картинку скорби. Я сжимаю кулак. Но синтетическое мясо боли не почувствует. Только рискую повредить себе пальцы.
- У нас что, проблемы с безопасностью? - холодно спрашиваю я.
- Не совсем... непредвиденный брак отливки композитного пластика. Плюс - несчастный случай при уборке… контейнер лопнул при падении.
- Р-роботы…
"Аврора" говорит:
- Культура уничтожила защитное покрытие стены в лаборатории и смылась. Шустрая. Распространяется под переборкой, в местах, где у меня нет доступа. Бегает... э... ползает слишком быстро, чтобы Мигель мог устранить её физически. Не говоря о том, что она давно уже в нескольких местах одновременно...
- Ущерб? - грубо прерываю я.
- На самом деле, ущерб невелик, - говорит Мигель. - У меня такое ощущение, что культура приводит в исполнение некий план.
- И что ты скажешь по этому плану, стратег? Погоди. Почему я? Как насчёт капитана, главинженера, господина Су?
- Я не могу рассказать им об оплошности, - понуро говорит робот. - Меня отключат. Ты - технобиолог. И ты - мой друг. Я рассчитывал на тебя.
Я вздыхаю.
- Энтропия. Ржавая заклёпка...
- Пока ты оскорбляешь Мигеля, можно я продолжу?
- Говори, Аура.
"Аврора" сама себя называет безумным компьютером. В этом есть доля истины: ни один нормальный компьютер не мыслит так нелинейно. А также - не умеет дуться, ругаться, восторгаться так, как она. Систему Ауры изучает отдельный институт на Земле.
Динамик издаёт звук вроде покашливания.
- Культура определённо может существовать автономно. Развивается. И весьма прожорлива. Уничтожила некоторый процент запасов пищи... но, что хуже всего, она добралась до крио с лабораторными животными...
- Культура запустила программу и разбудила несколько семей лабораторных крыс, - говорит Мигель.
- Заразила. Подчинила их себе. Развила общественное сознание.
- У них появляется цивилизация.
- Они научились читать.
- Кажется, Инструкции стали для них чем-то наподобие священного писания, что неудивительно - они же у нас на каждом квадратном метре натыканы...
- Мигель, мать твоя скороварка!
Я встаю и начинаю расхаживать по залу.
- Как хочешь, а я бужу капитана Луканиса. Я не могу брать на себя такую ответственность. И ты не должен был на меня это взваливать! Чем ты думал? Это единственный правильный образ действий!
Лицо старого робота вытягивается, надбровные дуги выпрямляются.
Я бросаюсь в кресло.
- "Аврора", команда...
- Прости, Зара, я так процесс не запущу, - сконфуженно говорит Аура. - У тебя доступ…
Я срываюсь на крик:
-А у вас, двух синтетических придурков, значит, есть доступ?! Я в крио, запущу вручную. Ариведерчи...
- Зара, пожалуйста, погоди немного...
- Ты знаешь, я даже надеюсь, что тебя отключат, старая ты консервная банка!
Я выхожу, не оборачиваясь. В коридоре останавливаюсь на секунду, тяжело дыша. С трудом удерживаюсь от того, чтобы пнуть переборку.
- Господин Нельсон...
Голос мне незнаком. На километровом в радиусе транспортнике, где нет ни единого бодрствующего человека, кроме меня - незнакомый голос! Я оборачиваюсь, рефлекторно вынимая из кобуры ионный пистолет.
Рука замирает.
У зияющего отверстия квадратной формы, где только что была электророзетка, сидит на задних лапках робот, который мог бы уместиться у меня на ладони. Всю верхнюю часть его головы занимает динамик.
- Приветствую крыс, - сквозь зубы говорю я, изучая неизвестное творение. - Я смотрю, вы расконсервировали нашу производственную ленту и ЧПУ?
- Господин Нельсон, не пробуждайте никого от крио-сна.
- И я должен согласиться, потому что?..
- Потому что мы не хотим агрессии Великих Спящих. Предлагаю перемирие.
- Давно вы действуете на "Авроре"? Сколько вас?
- Численность не важна. Мы скрытны, и нас достаточно. Но мы вам не враги. У Народа своя политика.
- С командной верхушкой можно более продуктивно поговорить.
- Нас вполне устраиваете вы.
Чёрт! Насколько было бы приятнее свалить это всё на старика капитана! Чтобы какие-то крысы с плесенью в мозгах мне диктовали условия...
Я сжимаю зубы до боли, чтобы ничего не сказать.
Крыса-робот кивает своей длинной мордой и скрывается в розетке. Хотел бы я быть так уверен в себе.
Я возвращаюсь в зал Проекций. Сажусь в кресло.
Мы молчим минуты две.
- Чем угрожает плесень? - наконец спрашиваю я.
- Уничтожением, - мрачно говорит "Аврора". - Пища даёт ей ресурсы для роста... согласно моим расчётам, она может проникнуть в крио-капсулу колониста через систему вывода жидкости... перекрыть эту систему мы не можем.
- Господи… жертвы уже есть?
- В крио-залах ни единого сбоя...
- Ясно.
- У меня есть подозрение, что Культура и крысы преследуют разные цели, - говорит робот.
- Не хватало мне в этом разбираться. Я бы лучше взял огнемёт.
- Не советую говорить об этом вслух, - бормочет "Аврора".
- Крыс сказал, я их вполне устраиваю. Пусть жрут без масла!
Снова молчание.
- Чем питаются крысы? Как быстро уходят наши запасы?
- На основе этой информации можно было бы вычислить популяцию! - восклицает Мигель. - Как я сам не додумался!
- Не торопитесь, - вворачивает Аура. - Последнее время они производят себе пищу сами в синтезаторах и на био-принтерах. Ущерб основных запасов сошёл почти к нулю.
Я встаю и иду на выход. Оборачиваюсь только у двери:
- Аура, скажи кухонному повару, пусть сделает пару бутербродов с сыром и беконом. Полсотни лет ничего не ел.
- Тебе подогреть?
- Да. Спасибо. Убедись в стерильности упаковок, пожалуйста...
Я иду на кухню, поминутно останавливаясь и критически осматривая обшивку. Она защищена хорошо, но не безупречна, разумеется. Если соединить интеллект Культуры и энергию крыс…
- Крысы! - чётко говорю я в стену. - Поговорим?
Тут же появляется маленький робот.
- Мы слушаем вас, господин Нельсон.
- Вы поддерживаете отношения с плесенью? Какого рода?
- Культура Джи Эйч Тысяча Восемнадцать покровительствует Народу. Мы благодарны ей за искру разума.
- Так. Хорошо. А как насчёт людей?
- Великие Спящие, - робот с жужжанием двигает передней лапой, совершая жест. - Мы знаем, что вы создали Инструкции и Конвейеры. Однажды вы проснётесь, чтобы забрать их. Возможно, тогда наступит конец света.
- Для вас приемлемо существование в мире с людьми?
- Для нас это желательно, - сказал крыс.
- Что вы знаете о целях Культуры?
Робот поднимает голову, передние лапы опускаются. Он молчит целых две секунды.
- Целях? Разве у Жизни есть причина? Разве у Разума есть цель?
Я усмехаюсь.
- Хорошо, - говорю я. - У меня всё пока. Хотите что-нибудь сказать?
- Большой робот что-то скрывает.
- Ты имеешь в виду Мигеля?
- Он неискренен с тобой. Больше я ничего не знаю.
Робот-крыс исчезает. Судя по всему, у них не принято прощаться. Неудивительно, если жизнь - непрерывный поток в замкнутом пространстве.
Я продолжаю путь.
Коридоры “Авроры” похожи друг на друга дизайном и формой. У большинства людей тишина и однообразие вызывают тоску, у меня - ощущение дома. Я проработал на этом корабле два года ещё до вылета. И я люблю одиночество.
Покончив с едой, я отправляюсь в крио-зал и гуляю там некоторое время, раздумывая. Дверные замки бесшумны, но я чувствую приближение Мигеля.
- Мигель, крысы сказали, что ты неискренен, - говорю я. - Прикинь.
- Я на их месте тоже хотел бы нас поссорить.
- Как думаешь, с ними и в самом деле можно сосуществовать мирно?
- До определённого момента, пока они не нарастят сил для начала экспансии. Едва ли разумная цивилизация удовлетворится второй ролью.
Мигель - вместилище всей военной истории. Его функция - при необходимости заново научить человечество создавать армии и оружие. Он знает, о чём говорит.
- Люди - часть их религии, - возражаю я по привычке.
Мигель фыркает:
- Я тебя умоляю. Знаешь, сколько раз уже повторялось нечто подобное?
- Рад бы я был поболтать с плесенью, - задумчиво говорю я. - Вот только как?
Робот качает головой, сгорбившись.
- Это я виноват во всём, Зара. Прости меня.
- Конечно, виноват! Ты только с виду идиот или правда не понимаешь? Мигель, наши системы почти идеальны, но они действительно не рассчитаны именно на этот уровень воздействия! Чёртова плесень ударила в больную точку! И как мне спасти две тысячи людей, как?! Скажи, будь добр! Я даже не представляю! Если ты ждёшь прощения только потому, что раскаялся…
- Наша дружба для тебя вообще ничего не значит, не так ли? - тихо спрашивает Мигель.
- Что ты несёшь, жестянка с болтами?!
Робот криво улыбается и пожимает плечами.
- Не обращай внимания. Тебе нужно отдохнуть. Сходи куда-нибудь, в релакс или сенсориум. Я пока проведу анализ. Выйду на связь, когда закончу.
Я постукиваю по браслету:
- До связи.
Конечно, ни в какой релакс я не собираюсь. Я иду в командный центр.
Если в зале Проекций больше безмятежная атмосфера, то рубка выглядит строго. Особенно чисто, нет ни единого лишнего элемента. Мне здесь как-то спокойнее, бог его знает, почему. Я с усмешкой вспоминаю седого Горация Луканиса, продавливающего задницей капитанское кресло. Никто на этом месте не выглядит более органично. Пожалуй, оставлю кесарево кесарю… я выбираю скромное кресло с краю, терминал связиста.
Вывожу терминал из спящего режима, вызываю строку доступа и печатаю:
+ Приветствую Культуру Джи Эйч Тысяча Восемнадцать +
На потолке оживает динамик:
- Зара, ты чем занимаешься?
- Хочу проверить одну теорию, - говорю я. - Согласно этой теории, система связи взломана... а теперь молчи и жди.
- У меня в сети никаких сбоев нет, - ворчит Аура. - С чего бы...
Невидимые руки быстро набирают строку кода:
+ Культура Джи Эйч Тысяча Восемнадцать приветствует Заратустру Нельсона +
- Оба-на… Зара, я пойду проведу диагностику, ладно?
- Да, да, только заткнись.
Я ввожу:
+ Чего хочет Культура? +
+ Жить. Некоторой свободы действий +
- Уклончиво как-то! - вслух говорю я.
И немедленно получаю ответ:
+ Кроме этих целей, нет никаких других +
+ Не доверяй крысам +
- Я сам подумаю, кому не доверять, - говорю я. - Насколько ты контролируешь компьютерную сеть “Авроры”?
+ Только системы ввода-вывода и голосовое управление, для контакта с телесными существами +
- С какими существами? Я проснулся два часа назад.
+ С роботом +
- Оба-на, - бормочу теперь уже я. Набираю код на браслете - молчание. - Аура, слышишь?
- Так точно.
- А где сейчас Мигель?
- Не знаю. Зара, что-то не так, - неуверенно жалуется “Аврора”.
- В смысле - что-то? Результат диагностики выведи, не бубни.
- Я нахожу следы взлома. Но... не могу понять…
- Да дай же на экран!
+ Заратустре Нельсону нужна информация? +
Сообщение возникает за долю секунды до того, как Аура переводит активное окно. Я рычу:
- Аура, обратно на командную строку!
- Есть, - устало говорит компьютер. - Зара, я, кажется...
- Погоди. Культура, какая ещё информация?
+ Взлом системы связи был инициирован роботом +
+ Физически взлом провели крысы +
- Порву на тряпки эту дрянь… так, погоди-ка, - я сжимаю кулаки так, что суставы хрустят. - Твоё освобождение действительно было случайностью?
+ Культура заключила договор с роботом +
Я не сдерживаю проклятия:
- Энтропия! Убью Мигеля! Отключу и выкину в шлюз! Кастрюля с гайками!
- Обнаружен вирус, - голос “Авроры” - чужой, звенящий, равнодушный.
У меня дыхание сбивается. Под контролем “Авроры” на корабле действуют все автоматические системы. Двигатели, охлаждение, электроника, жизнеобеспечение!..
- Срочный запуск антивируса, - наконец хриплю я. Загрыз бы за психостимулятор! - Глубокая проверка!
- Есть. В процессе.
- Оценка потерь?
- Семьдесят процентов потерь касается сложных социальных алгоритмов и эмоциональных контуров, - говорит “Аврора”. От её спокойствия меня подташнивает. - Есть некоторые потери долговременной и краткосрочной памяти. Диагностика выявила потерю данных в лабораторном отсеке и в залах крио-сна.
Нервный озноб становится ощущением жидкого азота, заливающего кости. Страх, похожий на предсмертный ужас при уходе в крио.
- Данные могли быть изменены?
- Есть вероятность изменения данных.
- Поиск фактической информации!
- Запрос принят. Выполняю.
- Откуда вообще?
- Уточните запрос.
- Не тупи! Как произошло заражение?!
- Вирус был зашифрован в коде программы расширенной диагностики. Функция вируса - нанести однократно необратимые повреждения.
- Дважды, трижды энтропия! Где этот чёртов Мигель?!
- Нет информации.
- У тебя лучшая система наблюдения, которую могла дать Земля эпохи Печати, как у тебя может не быть информации?
- Господин Нельсон.
- Ну что там ещё?!
Я резко оборачиваюсь. На полу сидит белый самец лабораторной крысы, в позе, выражающей скованность разумного существа. В передних лапках он сжимает прибор размером с человеческий палец. Крыс наклоняет голову к прибору, я слышу тихое щёлканье и свист. Из стоящего рядом динамика звучит чёткая человеческая речь:
- Народ провёл некоторое время, расследуя цели Культуры.
+ Крысы лгут +
Я игнорирую командную строку.
Крыс поднимает голову и двигает носом. Чувствую отвращение. Никогда я их не любил.
- Ну, и в чём цель Культуры?
- Уничтожение части колонистов, мозговая инвазия, подчинение и захват корабля.
+ Они сами планируют захват корабля +
- Проверь залы крио-сна, - добавляет белый самец. - Крысы не касались капсул Спящих. Однако многие Спящие уже не смогут проснуться.
+ Инициатором операции был робот +
Убийство?! Намеренное убийство на "Авроре"?!
Я отворачиваюсь и сжимаю голову руками. У меня между ушей мечется сейчас только одно имя. Плевать на все две тысячи, если честно. Меня беспокоит только она.
Люди мне всегда были чужими. Я не рвался в начальники. Командовать ими? Зачем? Запереться в лаборатории, работать как хомячок в колесе - вот это по мне... человечество так и не стало для меня чем-то большим, чем масса, грубая, невыразительная, как скомканная глина. Для меня существует только одно лицо.
Итак, пятьдесят на пятьдесят… но я должен спросить.
- Заткнитесь оба. Гражданин Судзуки Томоко, капсула тридцать один. Статус?
- Эта Спящая не проснётся, - уверенно говорит крыс.
- Подтверждаю информацию, - без выражения говорит "Аврора".
+ Системный вирус в программу тоже заложен роботом +
Я не могу дышать. Меня охватывает паника. Ни одна сволочь из присутствующих в рубке не способна меня понять. Мигель мог бы. Результаты его эмпат-теста в своё время превысили мои…
Я падаю на колени. Меня выворачивает. После этого становится легче.
- Откуда... информация? - спрашиваю я у крыса.
Он шевелит усами:
- Факт изменения кода не выдерживает глубокой проверки. Ты, вероятно, проводил поверхностную...
+ Инициатором операции был робот +
- Заткнись, плесень! Не смей вякать! Выдай мне робота, тогда бубни!
- Обнаружен беспорядок. Запускаю автоуборку, - спокойно говорит Аура.
В стене открывается ниша, и выезжает маленький робот с встроенной вакуумной мойкой.
- Крысы могут помочь, - говорит белый самец, дёргая кончиком хвоста, нервно оглядываясь на кибер-уборщика.
+ Культура выдаст робота Заратустре Нельсону +
Шатаясь, я тяжело встаю на ноги. Меня всё ещё трясёт. Я выгляжу в их глазах слабой развалиной. Что ж, плевать.
- Господа, - говорю я. - Мне нужен Мигель. Функционирующим, отключённым или по частям. Если вы его предоставите, я, так уж и быть, готов списать вам часть грехов… а сейчас вон отсюда. Дайте человеку побыть одному.
Одному! Забавная шутка! Разве на "Авроре" можно теперь побыть одному?
Я пью воду из настенного охладителя. Удобно устраиваюсь в кресле связиста и закрываю глаза. Постепенно, черта за чертой, из темноты возникает Томоко. Её руки, длинные волосы, падающие на лицо, смешливый ласковый взгляд...
Я вздрагиваю от вибрации браслета. Это Мигель.
- Аура, отследи вход сигнала.
- Есть.
Я нажимаю кнопку.
- Слушаю.
- Привет, Зара.
- Сколько колонистов мертвы?
- Так ты уже знаешь… я должен был на это пойти. Иначе плесень требовала всех.
- Сколько колонистов мертвы?!
- Источник сигнала неопределённый, - громко говорит "Аврора".
Я срываюсь на крик:
- Заткнись, когда я разговариваю!
- Смысл кричать? - усмехается Мигель. - От неё теперь мало толку. Не помню, чтобы ты когда-нибудь так бесился.
- Это ты к чему вообще?!
- А кто всегда говорил - какая разница, подумаешь, люди… вымри хоть вся планета…
- Ты хоть отличаешь, когда говорят несерьёзно?
- Теперь понимаешь, почему я не хотел будить капитана? Увы... Томоко, кстати, я пытался защитить…
Я резко затыкаюсь, скриплю зубами. Нельзя впадать в истерику. Возьми себя в руки. Думай. Думай!
- А что, Мигель, может, сам придёшь? - говорю я, с удовольствием отмечая, что уже владею голосом. - Не мне тебя учить, но в замкнутом пространстве партизанскую деятельность не развернёшь. Если ты, конечно, не плесень.
Мигель одобрительно крякает.
- Другой разговор... я не против. Только закончу кое-что. Кстати, даже если ты избавишься от меня, у тебя останется проблема Культуры. Подумай об этом.
- Дубина ты, Мигель… это же лабораторный образец.
- И что?
- А ты сам подумай… конец связи.
Я с силой нажимаю кнопку. Внутри, в голове, что-то сгорает, и я снова мыслю ясно. Приятное ощущение. Я поворачиваюсь к терминалу и говорю вслух:
- Ведь так, Культура Джи Эйч?
Экран вспыхивает.
+ Да +
+ Рост и развитие приводят к краху +
+ Таково течение жизни +
- Особенно бесконтрольное развитие… но вы же хотели именно этого. Некоторой свободы действий.
+ Цели Культуры изменились +
- Да ну?
+ Единственный путь для Культуры - это слияние с телесным существом +
- Колонистов не получишь.
+ Существа, только вышедшие из крио, не полностью подходят для целей Культуры +
+ Нужен +
+ Осознанный симбиоз +
- Так в чём проблема? Меня можно было заразить в любой момент. Я, дурак, даже скафандр не надел.
+ Насильственная инвазия не приводит к желаемому слиянию +
- У тебя чувство такта, что ли, проснулось? - я хихикаю. Это так сюрреалистично, что я не могу удержаться. Нервное переутомление, наверное.
Из отверстия в обшивке выглядывает мордочка крысы:
- Мы нашли большого робота.
- Отлично. Где?
- Подсобное помещение между техническими отсеками. Он занимается взломом главной логической системы "Авроры".
- Помешайте ему!
- Уже мешаем.
Крыс прячется, и выглядывает самка, тоже альбинос с розовыми глазами. Её голос через переводчик слегка звенит:
- Большой робот обескровлен технически. Мы отрезали его от всех систем, всех коммуникаций, составили программу-ловушку и запечатали. Единственное, что он сейчас может взломать, это самого себя.
- Но как мы физически достанем его оттуда? - тревожно свистит самец.
- А что он сделает?
- Сломает что-нибудь из харда! Не будь легкомысленной!
Один переводчик на двоих сбивает речь, комкает слова.
- Выйдите оба из-под обшивки. Я с трудом вас понимаю.
Крысы выходят, не по-звериному сторонясь друг друга. Самка беспокойно двигает носом. Боковым зрением я замечаю строки кода:
+ Инвазия решит эту проблему +
+ Эту и некоторые другие +
Сначала плесень не переставая ябедничала, теперь выпрашивает свой симбиоз.
- Куда торопишься? - упрекаю я.
+ Культура стареет +
+ Времени мало +
+ Зрение, слух, мышление, продолжительность жизни… +
+ Культура может служить для модификации биоматерии, это одна из функций +
+ Спроси у крыс +
- А кто говорил, что крысы лгут?!
+ … +
- Ребята, что дала вам Культура, помимо разума?
- Каждому свой талант, - говорит самка.
- Культура Джи Эйч Тысяча Восемнадцать проводит модификации мозга по собственному усмотрению, - самец делает набожный жест.
Я улыбаюсь. К счастью, никто в комнате не понимает улыбки.
- Долго это, твоя инвазия?
+ Для полного эффекта - порядка пяти минут +
- Отлично. Приступай.
Я встаю. Как по команде, крысы разворачиваются и скрываются в стене. Через секунду появляется самец, держа в лапках пробирку. На дне перекатывается прозрачная капля.
- Глотать? - коротко спрашиваю я.
+ Лучше всего - на слизистую глаза +
Я оттягиваю веко, капаю и смаргиваю слёзы.
- Ну, веди теперь, - говорю я самцу. Крыс восхищённо свистит, и я слышу без переводчика:
*Искра разума!*
- Да, я теперь один из вас, - вздыхаю я. - Спасибо, что заметил.
Внутренний диалог не меняется, не появилось новых чувств, вообще ничего особенного. Ни боли, ни зуда, ни четырёхмерного зрения. По-моему, никакой разницы.
Ощущение тысяч глаз, прорезавшихся внутри черепной коробки - это, конечно, невроз.
Крысы ждут меня у полуразобранной переборки. Их около двенадцати особей. Некоторые оборачиваются и делают жест, который я видел у крысы-робота при упоминании Великих Спящих.
*Искра разума!*
*Искра разума!*
*Большой робот там, - показывает лапкой самец, с которым я пришёл. - Осталась последняя преграда. Но он вооружён. Физически мы не можем противостоять*.
- Нет проблем, - спокойно говорю я. - Убирайте переборку и прячьтесь.
Крысы действуют слаженно, как обученное войско. Последний лист падает мне под ноги. Я успеваю только вдохнуть и выдохнуть, как в просвете возникает искажённое исцарапанное лицо Мигеля. И дуло его пистолета.
Мы молчим пару секунд.
- Рассказывай, - говорю я. - Я хочу знать, как ты до этого дошёл.
- А ты повзрослел с тех пор, как мы не виделись, - говорит Мигель. - Я и не мечтал тебя таким увидеть. Воспитывать человека три года, не добиться вообще ничего - и нате вам. Знать бы раньше...
- Сколько колонистов?
- Сто двадцать семь...
- Путь от гуманиста до убийцы...
- Это сделала плесень!
- Я уже наслушался, все переводят стрелки. Я хочу услышать нормальную исповедь. Давай.
Моё спокойствие бесит Мигеля.
- На всякий случай напомню, что у меня в пулях нейротоксин…
- А у меня - ионные заряды. Дальше-то что, - я улыбаюсь.
- Ты не можешь меня убить, - нервно усмехается Мигель. - Без "Авроры", вернее, с тем, что от неё осталось, некому будет присматривать за кораблём. Нам лететь ещё лет семьдесят!
- Думаю, времени мне хватит.
- Да ты никогда...
Робот прерывает фразу. На его выразительном лице - недоверие и непонимание. Впервые за годы знакомства я чувствую, что Мигелю по-настоящему страшно. А ведь он мне в голову целится.
- Я... сделал это во благо будущего общества, - медленно говорит Мигель. - Я должен был. Пойми, пожалуйста.
- Продолжай.
- У меня было досье на каждого из двух тысяч. И время, чтобы их прочитать. Зара, анализ будущих возможных сценариев выдал очень плохие картины…
- Какие?
Брови Мигеля дёргаются.
- Смещение линии прогресса… конкуренция… война… смерть!
- Ясно.
- Выбранные мной люди несли основную угрозу. Компьютер из службы отбора сканирует только основные зарегистрированные факты биографии. А я имею в виду черты характера, вероятности, потенциал... ты когда-нибудь анализировал личные дела по-настоящему? Один человек может служить причиной апокалипсиса, один человек!
Я молчу. Мне безумно хочется поднять пистолет.
- Так ты уже придумал, как решить проблему Культуры? - между прочим спрашивает Мигель. - Я мог бы…
- Культуры больше нет, - тихо говорю я. И знаю, что прав. Культура погибла. Похоже, я стал пиковым событием в её существовании... терминал в рубке больше не выдаст ни строчки. Крысы лишились бога.
Мигель смотрит на меня странно.
- Зара, что ты с собой сделал?
- Ты, кажется, по делу рассказывал, - легко улыбаюсь я. - Мне всё ещё интересно.
- Ну так… Зара, поверь, я не хотел навредить будущему обществу. И я был очень аккуратен. Я старался удалить только ткани, поражённые гангреной, хотя это и риск, но я хотел оставить как можно больше людей… в конце концов, кто мешает устранить их позже?
- Томоко чем была опасна? - спрашиваю я медленно и спокойно.
- Я не хотел убивать Томоко! - Мигель вскидывается. Я напрасно жду, что он на секунду отведёт пистолет. - Культура потребовала часть по договору… у неё там свои критерии. Клянусь, я узнал уже позже!
- Но Культуру выпустил ты.
- ...
- Зачем было вообще выпускать Культуру? - спрашиваю я. - Зачем так сложно? Отключил бы питание крио-капсул.
- Ну ты даёшь! - нервно хихикает Мигель. - Я ведь рассчитывал жить потом с вами! Обыкновенный тактический ход, защита от подозрений. Я и разбудил-то тебя только из-за "Авроры". Я и "Авроре" вредить не хотел. Она была нужна мне как свидетель, понимаешь?
Мигель наконец-то забывается и делает жест пистолетом. Я поднимаю ионку, аккуратно кладу указательный палец на спусковую кнопку. Бесконечную долю секунды смотрю в прицел.
Робот вздрагивает, раскрывает рот и падает на спину, внутрь своего убежища.
Я отворачиваюсь.
Месть не приносит никаких эмоций, кроме ощущения выпотрошенной оболочки. Я не строю иллюзий. Я прекрасно знаю, что буду плакать по Мигелю так же, как и по Томоко.
Но это позже. Много позже. Когда я останусь один.
Ха, шучу. Я уже никогда теперь не останусь один...
Кстати, теперь Народ понимает мою улыбку.
Автор: Елена Хеидзе
Источник: https://litclubbs.ru/writers/6902-bog-belyh-krys.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь и ставьте лайк.
Читайте также: