Найти в Дзене
наутилус волгоград

Развитие внимания у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр

Автор: Басюк Дарья Олеговна - 3 курс магистратуры Волгоградского государственного социально педагогического университета Россия, Волгоград
Конкурс научно-исследовательских работ студентов в рамках Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2022: традиции и инновации» 14-15 октября 2022 года
В статье рассматривается проблема нарушения внимания у детей с расстройством аутистического спектра, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по развитию внимания у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младший школьный возраст, внимание, подвижные игры.
Введение. По статистике с каждым годом происходит рост количества детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с расстройствами аутистического спектра остро стоит проблема в формировании и развитии внимания, что в свою очередь,

Автор: Басюк Дарья Олеговна - 3 курс магистратуры Волгоградского государственного социально педагогического университета Россия, Волгоград
Конкурс научно-исследовательских работ студентов в рамках Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2022: традиции и инновации» 14-15 октября 2022 года


В статье рассматривается проблема нарушения внимания у детей с расстройством аутистического спектра, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по развитию внимания у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младший школьный возраст, внимание, подвижные игры.

Введение. По статистике с каждым годом происходит рост количества детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с расстройствами аутистического спектра остро стоит проблема в формировании и развитии внимания, что в свою очередь, тормозит развитие не только бытовых навыков, но и в образовании.
Значимыми работами в изучении внимания и его связи с другими психическими процессами можно считать труды ученых С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К. Коффка, Ж. Пиаже, К.Д.Ушинский, А.М. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Г.С. Костюк.

Отечественным основоположником теории игры принято считать Г.В. Плеханова, крупнейшего философа начала XX столетия [13, с. 30]. Изучением и определением места подвижных игр занимались В.В. Гориневский, В.Г. Марц, Л.В. Былеева, Л.И. Гурович, В.Г. Яковлев. Н.Г Чернышевский и Н.А. Добролюбов указали на значимость подвижных игр в интеграции нравственного, умственного и физического воздействия на ребенка

Объект исследования: внимание детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития внимания детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Цель исследования: практически реализовать и доказать эффективность процесса развития внимания детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Задачи исследования: 1. Определить уровень внимания детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста.
2. Реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию внимания детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
3. Оценить эффективность коррекционной программы по развитию внимания детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Гипотеза исследования: процесс развития внимания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра будет более эффективным, если при реализации коррекционно-педагогической работы:
- будет осуществляться психолого-педагогическая диагностика, данные которой будут использоваться в качестве основания при проектировании содержания, формы и методов коррекционной работы;
- будет реализована совместная деятельность специалистов, родителей и детей с использованием подвижных игр, направленная на развитие внимания;
- будут использоваться различные подвижные игры, направленные на развитие зрительного и слухового направленного внимания испытуемых.

Описание исследования. Логика нашего исследования была построена в соответствии с последовательным решением задач. Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего, контрольного этапов. На первом этапе исследования мы определили уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста. Работа проводилась на базе ГБУ «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Исследование проводилось с уровневой группой в количестве пяти человек. Каждый ребенок имеет заключение детского психиатра Мартишина Е.А, а также уже в течение 3-4 лет занимается по индивидуальной коррекционной программе, разработанной специалистами центра. Итак, мы использовали три методики по трем показателям: устойчивость внимания (методика «Методика Рисса»), объем внимания («Запомни и расставь точки») и концентрация внимания (Тест Пьерона-Рузера).

Результаты показали, что 40% обследованных младших школьников имеют внимание среднего уровня, остальные 60%-низкий уровень внимания. Также у уровневой группы наблюдалась низкая готовность к коммуникации и выполнению заданий. При проведении тестов, мы прибегали к помощи родителей школьников, специалистам, ведущими их, а также к поощрению.

На формирующем этапе эксперимента была организована коррекционнопедагогическая работа по развитию внимания у детей с расстройствами аутистического спектра посредством подвижных игр.
Итак, данная программа предполагала развитие и повышение уровня внимания у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста посредством подвижных игр в течение восьми месяцев (с октября по май) 2 раза в неделю. В данную программу включается также работа с дефектологом, психологом, нейропсихологом и с соответствующими медицинскими специалистами для соблюдения противопоказаний. По форме образовательного процесса занятие проходит индивидуально очно.
Все задания выполнялись под непосредственным руководством педагога, а также родителя или опекуна испытуемого. На данном этапе исследования учитывались индивидуальные особенности школьников: интересы и предпочтения в деятельности и предметах каждого ребенка, их привычные имена (как чаще их зовут дома, в школе), а также виды поощрения, используемые в работе, особенности взаимодействия родителей и других членов семьи каждого школьника. В связи с тем, что каждое занятие основано на движении и активности, физминутка заменяется, наоборот, спокойным времяпровождением (это гамак, качели, рисунок, сенсорные игры, поощрения в виде еды и т.п.)

Методика проведения подвижных игр вводилась постепенно, каждый раз усложняя или увеличивая по времени задание. Структура методики была довольно гибкой и подстраивалась под индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждое занятие включало в себя 3 основных подвижных игры, направленных на развитие внимания и формировалось из цели и задач. Любое занятие состояло из приветствия, основной части занятия, рефлексии и прощания.

Решая третью задачу, то есть на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития внимания у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста по тем же параметрам. По итогам контрольного этапа эксперимента положительную динамику по уровню внимания у детей с расстройствами аутистического спектра показали в среднем 40% испытуемых.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного опытноэкспериментального исследования свидетельствуют о том, что посредством использования подвижных игр в коррекционно-педагогической программе положительным образом способствует развитию внимания у детей, имеющих расстройства аутистического спектра младшего школьного возраста





Литература
1. Аппе, Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / Франческа Аппе ; пер. с англ. Д. В. Ермолаева – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 217 с.). – М. : Теревинф, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf (дата обращения: 12.01.2021). 2. Баряева Л. В., Бойков Д. И., Гаврилушкина О. П., Липакова В. И., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. , Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 — 480 с. 3. Гилберт К., Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты. [Текст] / К. Гилберт, Т. Питерс. СПб., 1998. – 124 с. 4. Гориневский В.В. Игры и развлечения : Сборник / Проф. В. В. Гориневский, В. Г. Марц, А. Ф. Родин. - 3-е изд., перераб. и знач. доп. - Москва ; Ленинград : Молодая гвардия, 1924 (Л. : тип. изд. "Молодая гвардия"). - 196 с. 5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с. 6. Иванов А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. [Текст] : учеб. пособ. - М. : Перо, – 2019. – 111 с. 7. Каннер Лео Аутистические нарушения аффективного контакта: перевод с английского Каганa В.Е. https://autismfrc.ru/ckeditor_assets/attachments/975/kanner_statya.pdf 8. Лурия А.Р. Внимание и память. [Текст] / А.Р. Лурия. – М.,1975. – 106 с. 9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг. М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф; Москва; 2007 - 148 с 10. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройствами аутистического спектра. [Текст]: учеб. пособие (ФГОС ОВЗ). - М. : Просвещение, – 2019. – 43 с. 11. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом: - Аутизм и нарушения развития - 2008. [Электронный ресурс]. URL:https://psyjournals.ru/autism/2008/n2/plaksunova_full.sh tml (дата обращения: 12.01.2021). 12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. Самоукина Н.В. - М- Новая школа,1995.- 144 с. 13. Эльконин Д. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. 14. ГБУ Волгоградский ППМС-центр. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://ppms.ucoz.ru/ – (дата обращения: 2.10.2022