ГЛАВА 51 (Из серии "Хроники старого меломана")
Сегодня вспомним ещё одного героя рока прошлых лет ,о котором не слишком часто пишут ,а теперь и вовсе основательно подзабыли. Между тем его место в иерархии рока далеко не последнее.Речь пойдет о Роде Стюарте.
"Стиляга Род"-это прозвище ,данное Стюарту ещё в середине 60-ых годов ,когда он был мало кому известным блюзовым певцом, сохраняло свою актуальность все эти годы,обрастая все новыми и новыми свидетельствами...Существует довольно немногочисленная правда, категория рок-артистов ,которые,словно,пробив скорлупу своего музыкального исполнительского "я", стали,своего рода бытовыми персонажами "тиражами". Вот некогда вызывающий, а ныне усталый хулиган Мик Джаггер; мешковатый балагур Элтон Джон; святоша Клифф Ричард... Род Стюарт -едвали не наиболее ярко обрисованный из героев этой галереи.Забавный- то изумлённый ,то удрученный -взгляд слегка остекленевших глаз, наплевательский беспорядок в шевелюре, трогательно красный нос и лукавая улыбка.Плюс бокал в руке, шотландский шарф вокруг шеи-" стиляга Род "готов!
Взлет Рода Стюарта к вершинам славы был мгновенным ,но этого часа ему пришлось ждать очень долго; было сыграно много вторых и третьих ролей. Родерик Дэвид Стюарт родился 10-ого января 1945-ого года в Лондоне. Семья владела маленьким магазинчиком и к музыке никакого отношения не имела. Закончив школу, Род стал разнорабочим ,затем выступал за футбольный клуб " Брентфорд".Однако низкие заработки и затрещины ведущих мастеров вскоре заставили юного Рода покинуть большой профессиональный спорт.Он вливается в немногочисленные ряды битников и путешествует по Европе. Крайней точкой маршрута стала Испания,откуда власти его выдворили ,ввиду отсутствия визы.Это время не прошло даром: друзья из дорожной богемы научили Рода играть на банджо и, вообще приобщили к музыке ,главным образом к блюзам и фолк-балладам.
По возвращении в Англию (1964 год) ,Род Стюарт активно внедряется в музыкальные сферы .Он играет на губной гармошке при записи шлягера "Милли Смолл" "Мой мальчик -как конфетка", поет в полупрофессиональных группах и обретает репутацию сильного блюзового вокалиста.Судя по сохранившимся с тех пор записям, голос и манера пения Рода не претерпели существенных изменений,а это значит,что певцом он был уже весьма своеобразным. Критики придумали его голосу меткое определение- "наждачный".Не глубокий, низковатый, хриплый, столь характерный для негритянских певцов (и белых Джо Кокера и Эрика Бердона ) ,а скорее высокий но весь скрученный из обертонов, нарочито гнусавящий и ломающийся, сиплый и шершавый и на редкость выразительный и гибкий.Голос Стюарта не подходит пожалуй ,ни под одну из типовых категорий но не сразу эта уникальность пришлась по вкусу. Род вращался примерно в той же компании лондонских блюз-джазовых музыкантов ,которая взрастила Элтона Джона. Достаточно сказать,что певец Длинный Джон Болдри взял себе в аккампаниаторы Элтона как раз после того ,как развалился его собственный "Шатган Экспресс".,вторым вокалистом в котором был Стюарт.Бесспорно,это была хорошая школа-ведь рядом были блестящие музыканты.
Однако на дворе стояла битломания и выбиться в люди с блюзовым репертуаром шансов почти не было,как и в случае с Элтоном.Род Стюарт анонимно записывается в студии, перепевая чужие боевики для дешёвой серии "Top of the pops".Накопив денег,записывает в студии свою сорокопятку с песней "Маленькая и непонятная",она не имеет успеха,но не проходит мимо ушей Джефа Бека,одного из ведущих в мире рок-гитаристов. Бек тогда после распада знаменитых "Ярдбердз" набирал новую группу и пригласил Рода в ней петь.
Группа Джефа Бека записала две прекрасные пластинки-"Правда" и "Бек-Ола".Стюарт там пел с редкой экспрессией.Необычайно впечатляют его вокально-гитарные дуэты с Беком .По сути дела первый и едва ли не последний пример настоящего вокального джаз-рока. Увы, современники не оценили эти записи, и Бек оставался в глубокой тени Эрика Клэптона и Джими Хендрикса. Атмосфера в группе была тяжёлой.Стюарт вспоминает: "Петь с ними было одно удовольствие,но я не мог выносить обостренных и недружелюбных отношений между участниками.Это уже становилось просто смешно: мы все прятались друг от друга ,жили в разных отелях.Знаете ли вы,что за два с половиной года что я пробыл с Беком ,я ни разу не взглянул ему в глаза -всегда смотрел на рубашку или ещё куда-нибудь".Несмотря на обидные неудачи "Группы Джефа Бека" сам Род подписывает контракт с фирмой "Vertigo" и в июне 1969-ого года покидает Бека и присоединяется ещё к одной супергруппе "FACES".Первые две сольные пластинки Рода Стюарта "Старый плащь никогда не подведёт" и 'Бензиновая аллея",чем-то по духу напоминают книги Алана Силлитоу ("Одиночество бегуна на длинную дистанцию") честные,грубоватые,часто автобиографические песни о жизни в рабочих кварталах и всяких передряг,в которые попадает обыкновенный молодой парень.Содержание диктовало форму: горькие блюзы,баллады, драчливые рок-н-роллы ."Наждачный" ,словно прокуренный насквозь голос Рода придавал песням удивительную достоверность. "Как я хочу вырваться из этого грязного городка",пел он ,и вполне можно было поверить,что певец сетует на свою судьбу...Да,и в этот раз критика дружно сказала:"Ах!",а миллионы слушателей и покупателей остались холодны и равнодушны.Не лучше и обстояли дела с первыми альбомами. Наверное, читая у себя дома журналы и просматривая хит-парады ,Стюарт не раз с тоской вспоминал июльский день 1968- ого года,когда Джимми Пейдж предложил ему стать вокалистом формировавшегося тогда ансамбля " Лед Зеппелин"(ставшего самой популярной группой в мире!), а он отказался.И вдруг...август 1971-ого: Британия и США будто сходят с ума от песни Рода Стюарта "Мэгги Мэй", драматичного в юмористическом рок-повенствовании о школьнике ,влюбившимся в проститутку. Боевик по обе стороны Атлантики," Мэгги" вытянула за собой и весь третий альбом Рода "Каждая картинка рассказывает историю'. Диск явно слабее предидущих,но- победителей не судят.
Дальнейшая судьба "стиляги Рода" любимца публики ,ярко отражена на полосах светской и скандальной хроники ежедневных газет и еженедельных иллюстрированных журналов.Наконец-то сердцеед и забияка оказался в центре внимания общественности: вот он берет уроки у звёзды каратэ, вот он заказывает банкет на 50 тысяч..(заработки позволяют).Основные факты биографии за последние годы:
А) ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ -покинул Англию,спасаясь от налогов (1975-ый год)
Б)ДЕЛА- покинул( и развалил) группу FACES, хотя за пару лет до этого он патетически восклицал : "Мы такие близкие друг другу люди, мы будем играть вместе всю жизнь!",основал собственную фирму грамзаписи "Riva"(1976 год )
В) МУЗЫКА -записал ещё шесть сольных дисков, куда менее интересных и искренних чем его ранние пластинки.Стиль остался примерно таким же, только звучание стало более стандартным ,американским.На последней пластинке "У блондинок больше радостей" чувствуется привкус диско.Пожалуй самое приятное впечатление из всей этой обоймы производит диск "Болтая ногами и давая волю фантазии"(1977 год).Кажется простая хрестоматийная история о талантливом малом,которого подпортили деньги и слава,о художнике, прелстившимся мишурой Голливуда и забывшим свои корни.Есть люди сильные, отвергающие и высмеивающие соблазны "жизни наверху",есть люди слабые,становящиеся рабами этих прелестей. Род застрял где-то посередине.Внешне он буен и независим- но это это свобода шута. Внешне он благополучен и богат- но при этом продолжает петь неплохой ритм-энд-блюз! И все же главное, по-моему, то, что с Родом по-прежнему легко и весело,что в нем все ещё остаётся что-то от простоватой наивности давнишнего неудачливого футболиста.