Всем мы знакомы с замечательным писателем и великим мечтателем – Рэем Дугласом Брэдбери (1920-2012 гг.), которому 22 августа могло бы исполниться 102 года. Именно благодаря ему многие из нас познакомились с научной фантастикой и полюбили её.
Он видел большие перспективы в освоении космоса, верил в счастливое будущее человечества и в то же время предупреждал людей о негативной стороне прогресса, призывая их бережнее относиться друг к другу и к родной планете.
Этот человек отправлял своих героев в путешествия на космических кораблях, а сам принципиально не ездил на автомобилях и не летал на самолётах, за что многие считали его чудаком.
Он был настоящим интеллектуалом и философом, но при этом не учился в университете, а, по его словам, «закончил библиотеку».
Хотя в биографии Брэдбери было мало резких поворотов, он прожил долгую и достойную жизнь, пройдя головокружительный путь от юноши из небогатой семьи до всемирно известного и любимого писателя, лауреата множества премий.
Его перу принадлежат знаменитые «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту», сотни рассказов, и в общей сложности, порядка 800 произведений разных жанров.
Интересный факт: первая публикация Рэя Брэдбери - это стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», посвящённое известному ковбою и опубликованное в одной из газет в 1936 году. Писал будущий фантаст и прозу – вначале подражал Эдгару По, но вскоре сформировал собственный стиль и с 1942 года зарабатывал на жизнь писательством.
Что из произведений Брэдбери стоит обязательно прочесть? В каких жанрах, кроме фантастики, он работал? Что из современных изобретений предсказал автор в своих книгах?
Об этом и многом другом мы поговорим в нашей статье. Вы уже надели свои скафандры? Мы летим на Марс!
1. Лучшие произведения писателя
Отдельно хочется остановиться на лучших творениях Брэдбери. Если вы их ещё не читали, они помогут вам познакомиться с писателем, а если читали, то, возможно, захотите насладиться ими вновь.
«Марсианские хроники» (1950)
Этот роман, точнее, сборник из 28 рассказов, стал первым большим успехом Брэдбери, сам же автор считает его своей лучшей работой.
Сюжет повествует о воинственной колонизации людьми Марса, противостоянии землян и марсиан. Автор затрагивает множество тем, актуальных для США периода «холодной войны» – таких, как ядерная война и её последствия, расизм, столкновение разных культур и утрата людьми земной цивилизации в будущем.
Интересный факт: Рэй Брэдбери написал ещё 30 рассказов о Марсе, по разным причинам не включённых в «Хроники».
«451 градус по Фаренгейту» (1953)
Мрачная антиутопия о тоталитарном государстве будущего сделала Рэя Брэдбери всемирно знаменитым.
Главный герой, Гай Монтэг, – пожарный, чья работа – сжигать неугодные государству книги. Он исправно делает своё дело, но однажды наступает момент, когда герой пересматривает свою жизнь и становится одиноким борцом с системой.
Общество, описанное в «451 градусе», лишено способности мыслить, занято лишь потреблением и развлечениями, эти люди бесчувственны и равнодушны друг к другу, их настоящую жизнь заменяет виртуальная реальность…
Брэдбери боялся такого будущего человечества и очень хотел его избежать, предостеречь людей от непоправимых ошибок.
«Вино из одуванчиков» (1957)
Этот роман стоит особняком в творчестве автора и любим многими с детства. В центре сюжета 12-летний Дуглас Сполдинг, его переживания, наблюдения, рассуждения о мире и события, происходящие с жителями вымышленного тихого городка Гринтаун.
Вероятно, «Вино из одуванчиков» получилось таким светлым и «уютным» потому, что в нём отражены воспоминания самого Брэдбери о его детстве и родном городе Уокигане, а прототип мальчика Дугласа – сам писатель.
Интересный факт: у повести есть два продолжения: «Лето, прощай!» и «Летнее утро, летняя ночь». В первом рассказывается о взрослении Дугласа Сполдинга и взаимоотношениях поколений, а второе – это сборник рассказов, не вошедших в «Вино из одуванчиков».
«Человек в картинках» (сборник рассказов, 1951 г.)
Второй сборник автора состоит из его выдающихся рассказов в жанре философской фантастики (к примеру «Вельд», «Завтра конец света», «Человек», «Око за око»). Он получил высокие оценки критиков и принёс Брэдбери статус уважаемого писателя.
«Лёд и пламя» (сборник рассказов, 2000 г.)
Сборник, изданный к 80-летию фантаста, включает в себя легендарные «Марсианские хроники», а также избранные рассказы – к примеру, «И грянул гром», «Всё лето в один день» и «Нескончаемый дождь».
«И грянул гром». 100 рассказов (сборник, 2010 г.)
В этот сборник входят 100 лучших рассказов Рэя Брэдбери, написанных им за 40 лет. Сюда вошли «марсианские» новеллы, истории о городке Гринтаун, мистические рассказы и многое другое – одним словом, вся палитра авторского творчества.
2. Какие предсказания писателя сбылись?
Как настоящий фантаст, Брэдбери в своём творчестве пробовал предсказывать будущее человечества, его позитивные и негативные варианты. В молодости писатель верил, что человек рано или поздно высадится на Марс и другие планеты и начнёт их колонизировать… Но этим мечтам было не суждено сбыться, и Брэдбери глубоко разочаровали современные люди. Он сказал об этом так:
«… Люди – идиоты. Они придумали… штуки вроде айфона, взамен не получив ничего… Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы».
Сложно спорить с этими словами, и нам, людям XXI века, наверняка стоит к ним прислушаться.
Интересный факт: хотя Брэдбери не дожил до колонизации Марса, в последние годы Исследовательский центр Эймса (отделение НАСА) и компания Илона Маска Space X разрабатывают проекты создания колонии на Красной планете с перспективой на далёкое будущее.
Теперь поговорим о современных технических приспособлениях, появление которых предвидел Рэй Брэдбери. Вот часть из них:
Плазменные панели и виртуальная реальность
В романе «451 градус по Фаренгейту» и в рассказе «Вельд» писатель описывает телевизионные стены, которые транслируют сериалы, показывают объёмное изображение и позволяют виртуально общаться. Так, Брэдбери ещё в середине прошлого века предсказал появление плазменные панелей, умных телевизоров, интернета, а также формата 3D и социальных сетей.
Беспроводные наушники
Прообраз беспроводных наушников в «451 градусе по Фаренгейту» автор назвал «миниатюрными ракушками», которые представляли собой радиоприёмники-втулки, воспроизводящие музыку и голоса. Чем не аналог современных Bluetooth-наушников?
Беспилотные автомобили
В рассказе «Пешеход» Брэдбери описал автомобили, которые ездят без водителя и умеют разговаривать с людьми. Хотя до такого ещё пока не дошло, но подобный беспилотный транспорт уже действительно существует и активно развивается.
Смарт-часы и сотовая связь
В 1953 году Брэдбери написал рассказ «Убийца», где упомянул о неких радиобраслетах в виде часов, снабжённых динамиком и микрофоном и позволяющих звонить без проводов. Сегодня подобные смарт-часы – очень распространённый и популярный аксессуар.
В произведениях автора можно встретить и ряд других приспособлений, которые появились в реальности – сканеры отпечатка пальцев, системы видеонаблюдения, роботы-собаки, система умного дома и т.д.
Рэй Брэдбери много рассуждал и об обратной стороне технического прогресса, о необратимых изменениях, которые произойдут с человечеством.
Во-первых, он предвидел, что изменится мышление людей – им будет сложнее потреблять много информации, и они станут меньше читать. Так, в «451 градусе по Фаренгейту» литературную классику сокращали до передач по радио длиною в 15 минут. Подобное мы наблюдаем и в жизни – весь интернет сегодня наводнён короткими информационными постами и видеороликами.
Во-вторых, писателя очень беспокоило, что люди из-за засилия искусственной реальности могут разучиться общаться вживую и станут по-настоящему одинокими.
Приведём слова самого Брэдбери об этом:
«Я ненавижу интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать… друг друга».
3. Несколько слов о неизвестном Рэе Бредбери
Большинству российских читателей Брэдбери известен в первую очередь, как фантаст, а также автор более реалистичных произведений наподобие «Вина из одуванчиков». Однако дарование автора имеет и другие довольно неожиданные грани. Какие именно?
Первый сборник рассказов писателя под названием «Тёмный карнавал» (издан в 1947 г.) был написан в жанре мистики и состоял из довольно мрачных историй, похожих на ночные детские кошмары. Частично эти рассказы напоминают по стилю Эдгара По.
Стоит также отметить сборник «Октябрьская страна» и мистические романы автора – «Из праха восставшие» и «Надвигается беда». В первом из этих романов рассказывается о семье Эллиот, практически полностью состоящей из сверхъестественных существ, а во втором – о приключениях двух мальчиков и борьбе добра и зла в городке Гринтаун.
Пробовал себя Рэй Брэдбери и в детективном жанре – написал трилогию детективных романов в стиле нуар, с элементами триллера и мистики: «Смерть – дело одинокое», «Кладбище для безумцев» и «Давайте все убьём Констанцию». Действие этих книг происходит в Голливуде, где писателю и частному детективу Элмо Крамли предстоит расследовать загадочные убийства. Также стоит упомянуть о сборнике рассказов подобного жанра «Воспоминания об убийстве», куда включены многие ранние работы автора.
Интересный факт: Брэдбери проявил себя не только в качестве писателя, но и как драматург и поэт. В 1963 году вышел сборник пьес «Спринт до начала гимна и другие антики» – которые он посвятил Ирландии, где прожил полгода. А в 1982 году было опубликовано «Полное собрание стихотворений Рэя Брэдбери». В поэзии отражены взгляды на жизнь и философия автора.
Брэдбери писал практически до последних дней жизни. Его последний рассказ «Пёс в красной бандане» вышел в 2010 году, когда автору было уже почти 90! 5 июня 2012 года писатель скончался в Лос-Анджелесе на 92-м году жизни.
Благодаря его произведениям, Рэя Брэдбери полюбили практически во всём мире. У большинства читателей творчество писателя нашло отклик в душе, а благодаря прекрасному авторскому языку, его можно назвать настоящим поэтом в жанре фантастики. При этом, как мы увидели, его талант отнюдь не ограничивается фантастикой – он куда масштабнее и многограннее.
Сам автор так характеризовал свой успех:
«Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Мои книги все изданы, … и когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют… до того, как я начну говорить».
В чём же секрет Рэя Брэдбери? Сам он выступал против каких-либо формул авторского успеха, и литература было для него настоящей страстью, которой он жил. Он-по настоящему любил жизнь и своё творчество, и этой любовью пронизана каждая страница его книг. Закончить хотелось бы цитатой самого писателя:
«Любовь — вот ответ на любой вопрос и единственная причина что-либо делать».