Впервые в истории Международного славянского форума "Золотой Витязь" победа в жанре поэзии досталась белорусу - минчанину Анатолию Аврутину. Встретились с триумфатором и задали ему несколько вопросов.
Это один из самых авторитетных и объективных конкурсов славянского мира
- Радует, что книга "Временная вечность", куда вошли наиболее знаковые поэтические произведения за полвека творчества, не прошла незамеченной?
- Конечно. Летом за нее же я получил премию имени Марины Цветаевой, учрежденную Министерством культуры Татарстана. Вручили ее в Елабуге, городе, где нашла свое последнее пристанище эта выдающаяся поэтесса. И вот - еще одна радость. О том, насколько это знаковое событие для отечественной литературы, можно судить по тому факту, что за всю многолетнюю историю этого международного славянского форума ни один поэт из Беларуси ранее "Золотого Витязя" не получал.
- Насколько серьезной была конкуренция в этом году?
- Если посмотреть шорт-лист "Золотого Витязя", легко заметить, что конкуренция была высочайшей: в списке практически нет имен, которые ничего не говорят читателю. А всего было представлено свыше 450 авторских работ из 14 стран мира.
- Насколько престижным считается "Золотой Витязь"?
- Стать обладателем такой награды - высочайшая честь. Это один из самых авторитетных и объективных конкурсов славянского мира. С совершенно беспристрастным жюри. Ну а имя председателя форума, народного артиста России и депутата российской Госдумы Николая Петровича Бурляева говорит о том, что форум, безусловно, объединяет творцов патриотического направления, для которых традиционные общечеловеческие ценности - главное.
Решимость очистить культуру от всего наносного и разрушительного
- Вам удалось пообщаться в московской литературной тусовке. Что ваших коллег больше всего сегодня волнует?
- Впечатлений - масса… Но общее настроение, что особенно ощущалось во время предшествовавшего награждению "Круглого стола", в котором приняли участие главные редакторы литературных журналов, свидетельствует о решимости очистить культуру от всего наносного и разрушительного. Николай Петрович Бурляев даже создает так называемый фронт, который должен объединить все здоровые силы современной славянской культуры.
- Недавно в одной из соцсетей вас на время забанили за стихотворение…
- К моему огромному удивлению. Забанили на Facebook за стихотворение под условным названием "Тетя Наташа", в котором я на двух языках, русском и украинском, рассуждал о том, что в происходящем сейчас в Украине не может быть ни победы, ни "перемоги". Совершенно гуманистическая вещь, которая владельцам этой социальной сети не понравилась, им ведь нужна война до последнего украинца.
- Слышала, что в вашем творческом портфеле уже лежит готовое произведение, в котором главными героями являются… Родион Раскольников и Наталья Гончарова. Раскройте интригу, если не боитесь сглаза.
- Я не суеверный человек, но если в деталях начну рассказывать о том, что же происходит с героями моей первой большой прозаической вещи, ее потом будет неинтересно читать. Не хочется раскрывать всех карт, пока произведение не опубликовано. Пока его прочли несколько уважаемых специалистов в области прозы и литературной критики, и всем понравилось… Даже обещали опубликовать в одном авторитетном московском издании.
"Купаться во всенародном обожании" мне вряд ли когда-то придется
- Когда-то вы сказали, что из многочисленных наград вам особенно дороги Национальная литературная премия Беларуси, Большая литературная премия России, орден и медаль Франциска Скорины, которые получили из рук нашего Президента. Насколько поэтам важны награды?
- Внимание и почет приятны любой творческой личности. Когда понимаешь, что созданное тобой оценивается достаточно высоко, хочется творить еще лучше. А вот "купаться во всенародном обожании" мне вряд ли когда-то придется. Не те сейчас времена - это в былые известных поэтов узнавали на улице, почитали за честь получить автограф, просто задать вопрос. Сейчас больше в чести те, кто умеет "делать деньги", а творцы в этом деле никогда не были мастерами. Не знаю ни одного богатого человека, который бы обладал ярким литературным талантом. Видимо, дарование и богатство - понятия несочетаемые.
- На одном из круглых столов услышала интересные рассуждения литератора: мол, в культурной памяти со школы у нас заложен типаж поэта-небожителя - Пушкин, Маяковский, Есенин, Блок. А современный поэт, как правило, ничем от других людей не отличается...
- Некогда Евгений Евтушенко выдал очень популярную в свое время формулировку: "Поэт в России - больше, чем поэт". За несколько десятилетий до этого Марина Цветаева сказала о поэте нечто прямо противоположное: "И ниже он был, чем последний смазчик…" Истина, как часто бывает в таких ситуациях, находится где-то посередине. Сами подумайте: какое отношение может быть в обществе к творцам, если профессии "писатель", "поэт" вот уже которое десятилетие вообще отсутствуют в каком бы то ни было нормативном акте? Можно ли ожидать, что человек, днем занятый на производстве, в свободное время создаст новый "Тихий Дон" или "Евгения Онегина"? Сколько ни пой после работы в хоровом кружке, до уровня солиста Большого театра не дорастешь…
В советские времена очередной писательский съезд проводился в Большом Кремлевском дворце, и в президиуме, рядом с маститыми мастерами, сидело все политбюро во главе с генсеком. Литераторов постоянно показывали по телевидению, о них много писали в центральной прессе, ни одна газета не выходила без стихов. Литература была своего рода оружием. Не зря бытует мнение, что Великую Отечественную войну выиграли учителя русской литературы. Ибо вместе с советскими воинами в бой шли и Павка Корчагин, и Андрей Болконский, и даже Иисус Христос из блоковской поэмы "Двенадцать". У врага ничего подобного не было. Добавьте сюда еще великие советские песни - "Катюшу", "Землянку", "Синий платочек", "Валенки"… Великая литература и великая музыка создают и великих людей, способных на подвиги.
Не зря разрушители великой страны первым делом вышвырнули на обочину общественной жизни именно серьезную литературу, подменив ее развлекательным чтивом, чернухой, низкопробными эротическими триллерами… Народ, у которого нет духовного стержня, не способен на великие свершения. Кто не хочет кормить свою культуру, будет кормить чужую армию… А вот этого допустить ни в коем случае нельзя. И здесь деятели культуры, в первую очередь литераторы, должны объединиться, чтобы не допустить падения общества в пропасть, из которой уже будет не выбраться. Если не мы, то кто?
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото БЕЛТА и из архива героя.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Нужны ли сейчас поэты, зачем они "идут" в Фейсбук и как происходит рождение стихов
А дело точно в Лауре? Жизнь Франческо Петрарки была куда интереснее, чем вы думаете
Она работала по 18 часов и выгорала. Как директор IT-компании открыла музей музыки?