Вот уже 8 лет в МХТ имени Чехова идет спектакль «Номер 13D» - комедия, написанная английским драматургом Рэем Куни в постановке Владимира Машкова. Во всех афишах его уже давно прозвали легендарным. Вот и я наконец-то познакомилась с историей невезучего номера и его временных обитателей.
Сюжет представляет собой классическую комедию положений. Помощник премьер-министра Великобритании, вместо того, чтобы поддерживать своего начальника на вечерне-ночных дебатах, решил отдохнуть с новой любовницей. Классическая схема, как в анекдоте про библиотеку: для жены он на дебатах, для коллег чрезвычайно занят, и все совершенно гладко продумано, и шампанское с лобстерами уже принесли, и красотка-секретарша уже в неглиже, но... Как несложно догадаться, будь все так, как должно быть, не было бы комедии из двух действий с одним антрактом в середине.
Вначале все хорошо, и докучает своей заботой, разве что, чрезмерно сердобольный управляющий гостиницы, и некоторые технические проблемы в номере. Падает рама, включается музыка сама собой, открывается-закрывается крышка проигрывателя, если громко топнуть... но это сущие мелочи, ведь за окном такой прекрасный вид на Лондон! И такой чудесный балкон, по которому можно гулять! Правда, настроившись на романтическое рандеву, едва ли ждешь, что из этого красивого вида, с этого балкона вдруг материализуется жутковатый человек в черном, ни дать ни взять, типичный грабитель... И как же кстати его прихлопывает рамой до состояния трупа. Или некстати? И как с этим теперь разобраться так, чтобы и адюльтьер не всплыл, и убийство не повесили, и отсутствие на дебатах боком не вышло?..
Для начала - вызвать помощника, личного секретаря Джорджа, который выведет заворачивающийся кавардак на качественно новый уровень. А остальные действующие лица подтянутся сами по ходу пьесы.
Пересказывать дальнейшее развитие событий бессмысленно, как и любую комедию. Каждая сцена будет добавлять новые абсурдно-смешные ситуации, призванные погрузить в происходящее и заразить зрителя любопытством: как герои выкрутятся на этот раз, и чем дело кончится. Обыгрываться будут все классические комедийные клише, что выдает гарантированно добротный образчик юмористического жанра для массового зрителя. Это и гендерные стереотипы, и злоупотребление служебным положением, и коррупция, и тема маменькиного сыночка/сорокалетнего (условно) девственника, и супружеской (не)верности, и о сексе, и о "крепкой мужской дружбе", и, конечно, оживающий труп, и все это в номере 13, что изначально должно как бы намекать.
Неудивительно, что спектакль столько лет популярен у зрителей - тут каждому найдется, от чего хмыкнуть, за чем проследить, над чем похохотать от души.
Некоторые факты:
Впервые историю номера 13D у нас поставили в начале "нулевых", и спектакль быстро стал популярным в Москве, а потом и за ее пределами.
Владимир Машков предложил новое прочтение этого сюжета, выступил в качестве режиссера, и премьера его постановки состоялась 21 января 2014 года.
В том же 2014 году спектакль был удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец»
Как я уже писала в начале этого поста, ранее я не имела удовольствия познакомиться со спектаклем «Номер 13D». Не смотрела ни видеозапись, ни живьем, но от многих слышала о том, как хорошо там в свое время играл Евгений Миронов. Состав, который я наблюдала своими глазами в МХТ, был совсем другим. Два главных героя, мистер Уолли и его помощник Джордж, исполнены Игорем Верником и Артемом Волобуевым, и на них я сразу хочу остановиться подробнее.
Верника я, как и многие, неоднократно видела в сериалах, и он всегда появляется в одном и том же амплуа отрицательного персонажа, которому точно не желаешь победить, от которого ждешь подставы - и что он получит по заслугам максимально нелепым и комичным образом. Год назад я впервые увидела этого актера на театральной сцене, в спектакле «Бег» по Булгакову, и он там меня приятно удивил. Амплуа примерно то же, но смотрелся не в пример интереснее и обаятельнее, чем на экране. Но в «Номере 13D» Артем Волобуев переигрывает Верника на раз-два - за Джорджем наблюдать интереснее.
Но лучше всех смотрится труп. Одна пластика Леонида Тимцуника чего стоит! Он совершенно потярсающе отовсюду вываливался, падал и замирал. Временами казалось, что это вовсе не человек) Оно и неудивительно: он же не только актер, но и режиссер по пластике во многих спектаклях.
Все остальные актеры тоже смотрятся хорошо, но никого из них, пожалуй, не могу выделить каким-то особым образом. Абсолютно не узнала Виктора Хориняка (знакомого всем, кто смотрел сериал «Кухня» и его сиквелы-приквелы-вбоквелы - бармен Костя), но по личным ощущениям показалось, что его персонаж никакой. Впрочем, там и играть было особо нечего - громила-мордоворот Ронни с истеричными комплексами стандартного ревнивца, не отяжеленный при этом интеллектом.
Теперь от актеров пора перейти к итоговым впечатлениям. Скажу сразу: я не поняла бешеных восторгов по поводу конкретно этой постановки, равно как и ее легендарности. По тому, что я увидела, можно сказать, что у Машкова вышла абсолютно стандартная развлекательная комедия, рассчитанная на среднестатистического зрителя без каких-либо претензий на искушенность. «Вы не увидите здесь драмы, чего-то мрачного или философского», - пишут на сайте МХТ, и это действительно правда. Но я бы от себя добавила, что юмор в этом спектакле достаточно примитивный, и выдающейся актерской игры тоже не густо. Герои, за небольшим исключением, усиленно кривляются и позерствуют - но делают это весьма качественно и пластично.
Более того, по моим личным ощущениям, с юмористическими моментами перебор. Как я писала выше, каждая сцена добавляет градус абсурда и новые комичные положения, которые призывают зрителя усиленно смеяться, и от этого происходит обратный эффект. Накапливается усталость и желание посмотреть на часы - что в первом, что во втором действии. На сценах, от которых режиссер явно ждет надрыва животов, реакция вроде "ну да, ну да, точно".
И вот здесь два варианта объяснений, почему спектакль сегодня вот так воспринимается. Первое - такова режиссура, что ж поделать, и спектакль всегда был таким. Второе - спектакль уже давно идет, и, как все регулярно отгрываемые долгоиграющие постановки, растерял эффект свежести и незамутненности. Грубо говоря, от постоянного пережевывания юмора он в изрядной степени приелся самим актерам и всей команде, и это передается зрителю. Может быть, соответствует истине и то, и другое.
Вердикт. О просмотре совершенно не жалею, но лично для меня «Номер 13D» в МХТ имени Чехова точно не must see. По крайней мере, не тот уровень, чтобы специально отслеживать билеты на эту постановку, "ловить" их, ждать с нетерпением похода в театр и т.д. Развеяться, разгрузить голову, прогуляться за компанию - да, можно, почему бы и нет. Это неплохой комедийный спектакль, который гарантированно справится со своей функцией - развлечет. Но, опять же, по личным ощущениям, есть спектакли лучше, веселее и интереснее - как в этом жанре, так и в МХТ.
Подчеркиваю: постановка Машкова неплоха, но не шедевр, и с легендарностью, лично для меня, как-то спорно. Поэтому сходила и сходила, ознакомилась - и ок, но повторно смотреть точно не стану. Во всяком случае, в этом конкретном составе и в стенах МХТ. Хотя сам театр, кстати, по-прежнему приятен, уютен, дает хороший обзор и звук, где ни сиди.
По традиции закончу театральный пост своим фото - со вполне довольным лицом. Сделано в антракте, улыбка присутствует, а значит, можно сделать вывод, что первое отделение прошло вполне даже хорошо.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
Остальные мои театральные обзоры можно найти вот в этой подборке.