Эстония - эпос Калевипоэг
«Стойка на голове» (Tiritamme kasvatamine) и птица Сиуру (The Siuru bird).
Оскар Каллис, автор рисунков на марках, был членом движения национального романтизма в Эстонии. Показанные иллюстрации являются частью его обширной работы, иллюстрирующей Калевипоэг, эпическую поэму, которую записал этнограф Фридрих Рейнхольд Крейцвальд в XIX веке.
Эпос состоит из 20 песен. Оригинальный стих «Калевипоэга» — так называемый рунический стих, который присущ старинным эстонским народным песням. В древних устных легендах, объясняющих происхождение мира, в центре которых повествования о Калевипоэге («сын Калева»), героическом персонаже, который использует свои знания и силу для создания Эстонии.
Меня заинтересовало, какую часть эпоса проиллюстрировал Оскар Каллис и почему Калевипоэг стоит на голове, да ещё и в шортах (смелый "лук" для, для времени, когда Эстония ещё только намечалась стать страной). В основном, богатырь на разных изображениях носиться с досками, которые прихватил из Пскова, остаётся только догадываться, что такое строили в городе, если они в два раза больше гиганта, силу которого описывают так: "В мифе повествуется о том, как Калевипоэг собрал все камни в одно место, скосил леса, на месте которых образовались равнины. Затем он вспахал их, и пашня превратилась в гряды холмов. Затем он вырыл множество колодцев, которые превратились в озера. Во время работы со лба Калевипоэга падали капли пота. Они впитывались в сухую почву, и через некоторое время на этом месте вырастал чертополох. Волоски из его бороды падая на влажную почву, превращались в болотную траву."
Прошу прощения, за картинку КПД ужасного качества, но лучшего я не нашла, но зато я могу предложить взамен марку СССР.
Другой образ, это незамутнённый взор смотрящий в даль на враждебные силы, рука лежит на мече с обманчивой небрежностью. Герой ещё не знает, что его меч и станет причиной его смерти.
Потратив не мало времени, уж было плюнув на "стойку на голове", всё же вернулась к картине и изучила её более детально. Рядом с богатырём лежит антиковидная маска праща, значит он кидал камни, в эпосе есть глава, где он соревнуется с водными чертями по метанию камней, правда это не объясняло факта "стояния" на голове, хотя чёрт побери, может у них такие условия были. И всё же шорты и гульфики покоя мне не давали, пока не осенило. Главное в информации понять, что искать и буквально сразу моя догадка нашла подтверждение.
Отец Калевипоэга погиб когда он ещё не родился, мать Линда кормила ребенка грудью до трех лет, и он вырос прекрасным крепким мальчиком. Сначала он научился пасти скот, а потом управлять плугом и вырос, как молодой дуб. Когда он играл в типкэт, его кубики разлетались далеко по всей стране, а многие даже до моря (подозреваю, что это игра в народе носит название "городки"). Иногда он спускался к морю и мастерил уток и селезней из огромных камней, которых он отправлял вращаться в море на версту или больше, а сам стоял на голове и наблюдал за ними. Итак, на картине изображён мальчик стоящий на голове, что свойственно детям и в наши дни. Художник дополнил образ "короткими штанишками". Оригинала я не нашла, книги в переводе у меня тоже нет, так что приходиться догоняться логикой, если она тут конечно есть. Наиболее вероятный сценарий, скорее всего самый простой, в переводе с английского (причём я наткнулась видать на такой же блогерский перевод, как у меня), автор смог придумать замену игры в "городки" типкэт-ом, а мастерство вытачивания уток из камней не вызвало в нём никак логических страданий, ведь, что взять с прибалтов? Полагаю мальчик запускал из антиковидной маски напалечной рогатки - голышки, по крайней мере до сих пор сия забава у всех возрастов называется "запустить лягушку" (блинчик). Развлечение, заключающееся в бросании плоских камней в воду таким образом, чтобы камень несколько раз подпрыгнул, прежде чем утонет. Чем больше прыжков сделает камень, тем удачнее запуск. Собственно плоские камни и лежат рядом с маленьким богатырём.
Ну а теперь, слово за книжными блогерами, может у кого-то есть эпос, и он просветит не только меня, но моего читателя.
(фото и материалы из открытых источников)