Найти в Дзене
Николай Полонский

Покинувший Россию Эдуард фон Фальц-Фейн.

Барон Эдуард фон Фальц-Фейн. 1930-е гг.
Барон Эдуард фон Фальц-Фейн. 1930-е гг.

Среди эмигрантов первой полны, покинувших Россию сразу после революции есть немало исключительных имен, но даже среди них, особенно ярко выделяется имя барона Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна. Он внес огромный вклад в сохранение и популяризацию русской истории и культуры как в самой России, так и за ее пределами. Предпринимательский талант унаследованный им от предков позволил ему стать одним из крупнейших коллекционеров предметов связанных с историей и культурой Российской империи, неразрывной частью которой он сам является, воплощая личностью и делами ментальную культуру русского аристократа дореволюционной России. Достойный продолжатель традиций и культуры русского дворянства остается последним из поколения родившихся еще в российской империи эмигрантов первой волны, ему было 106 лет, он жил в самом центре Европы, в княжестве Лихтенштейн, на вилле Аскания-Нова, названной так в честь родового имения его предков, пронеся через всю свою долгую жизнь огромную любовь к России.

Александр Эдуардович Фальц-Фейн с сыном Эдуардом. 1916.
Александр Эдуардович Фальц-Фейн с сыном Эдуардом. 1916.

Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн родился 14 сентября 1912 года в семейном имении Гавриловка, Таврической губернии. Его отец Александр Эдуардович Фальц-Фейн(1864-1919)-агроном, один из владельцев единственного в России частного природного биосферного заповедника Аскания-Нова, основанного в Таврии его братом Фридрихом (1863-1920). Семья отца происходила от Йоханна-Мельхора Фейна(1740-1817), приехавшего в Россию из Вюртемберга, после известного указа Екатерины Второй (1763), о заселении колонистами из европейских стран причерноморских и поволжских степей. Сын последнего, Фридрих (1794-1864) в 1856 году приобрел имение Аскания-Нова, с тех пор его потомки активно развивали в нем высокую культуру земледелия, овцеводства (разводили овец-мериносов) и коневодства, Фейнами в 1889-1904 гг. были завезены 12 чистокровных лошадей Пржевальского, впервые в мире здесь произошло их размножение вне воли, что спасло породу от исчезновения. В имении была организована зоостанция, создан музей и научная библиотека.

Софья Богдановна Фальц-Фейн (1835-1919)
Софья Богдановна Фальц-Фейн (1835-1919)

Кроме того, Фейны активно занимались предпринимательской деятельностью, бабка барона-Софья Богдановна Кнауф (1835-1919), в 1897 году основала на черноморском побережье порт Хорли, через него зерно, шерсть, мясо, шкуры с ее имений вывозили за рубеж и по всей Таврии, с 1903 года она организовала личное пароходство из нескольких пассажирских и торговых судов, открыла крупный консервный и винный заводы, кондитерскую фабрику.

Руины замка Александра Эдуардовича Фальц-Фейна (1864-1919). Наши дни.
Руины замка Александра Эдуардовича Фальц-Фейна (1864-1919). Наши дни.

К началу 20 века Фальц-Фейны были самыми крупными помещиками юга России, им принадлежало 20 процветающих имений, при этом они пользовались только наемными рабочими, не имея крепостных. 23 августа 1913 года Именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату Фальц-Фейны получили потомственное дворянство, а 25 апреля 1914 года имение Аскания-Нова посетил сам император Николай Второй, он внимательно осмотрел заповедник и пожелал остаться в нем на ночь. Это был единственный подобный случай, поскольку русские государи не могли останавливаться на ночь у частных лиц. Свидетелем приезда царя был и маленький двухлетний Эдуард фон Фальц-Фейн.

Вера Николаевна Фальц-Фейн, урожденная Епанчина (1886-1977). С дочерью Таисией и сыном Эдуардом.
Вера Николаевна Фальц-Фейн, урожденная Епанчина (1886-1977). С дочерью Таисией и сыном Эдуардом.

Его мать, Вера Николаевна Епанчина(1886-1977), происходила из старинного русского дворянского рода, девиз которого «Бог, Вера, Любовь, Доблесть»-отражал славные деяния его представителей. У Епанчиных был общий предок с Романовыми и Шереметевым, они находились в родстве с Достоевскими и Набоковыми. В роду было три прославленных адмирала, а отец Веры Николаевны- Николай Алексеевич Епанчин(1857-1941), был известным генералом и военным писателем, директором Пажеского корпуса в Петербурге. Помимо Эдуарда в семье была еще дочь Таисия (1911-1978). Дети получали традиционное дворянское воспитание, имели четырех нянь: француженку, немку, русскую и англичанку, поэтому они смогли свободно говорить на этих четырех языках в дальнейшем, что сыграет большую роль в жизни барона.

Генерал Николай Алексеевич Епанчин (1857-1941)
Генерал Николай Алексеевич Епанчин (1857-1941)

Революция застала семью в Петербурге, тогда остановившись в отеле «Медведь», они стали свидетелями крушения старой России, через Финляндию они смогли покинуть страну, оказавшись в Берлине к ним пришла трагическая весть из Хорли, в своем доме была расстреляна 84-яя Софья Богдановна. Этот удар стал причиной скорой смерти от болезни сердца отца и дяди Эдуарда Александровича. В 1922 году по воле матери, он принял православие под именем Олег (Фальц-Фейны традиционно исповедовали лютеранство).

Генерал Николай Алексеевич Епанчин с внуком Эдуардом Фальц-Фейном. Ницца. 1930-е гг.
Генерал Николай Алексеевич Епанчин с внуком Эдуардом Фальц-Фейном. Ницца. 1930-е гг.

У семьи оставалась вилла в Ницце, приобретенная отцом в 1905 году, «Les Palmieres», вокруг которой росло 40 сортов пальм, с мраморными статуями на крыше, оранжереей и прудами. Но, ее скоро пришлось продать и жить в новой, более скромной вилле «Нева». Мать барона была вынуждена пойти работать в ателье Мадам Поль, у которой до 1914 года была самой богатой клиенткой, а теперь сама делала модные шляпки, веера. Их новый дом, благодаря сохранению традиций русской дворянской культуры стал центром притяжения эмиграции на французской ривьере, во многом благодаря деду Н. А. Епанчину, который любезно получал пенсию от своего бывшего выпускника Пажеского корпуса Короля Югославии Александра, что давало возможность устраивать приемы для серьезной публики. На вилле всегда играла классическая музыка, за роялем нередко была мать барона, а среди гостей: Дягилев, Лифарь, Стравинский, Шаляпин.. О своем деде барон говорит так: «У меня был лучший профессор в мире, преподаватель русской истории и культуры, научивший меня говорить по-русски!».

Высокая культура, образованность с юных лет формировавшая мир русского аристократа станет его образом мысли и стилем жизни, определив систему ценностных приоритетов, проникновенное ощущение и понимание эстетического, что сделает из него блестящего знатока мирового художественного искусства.

С ранних лет Эдуард Александрович мечтал продолжить дело своих предков-предпринимателей, он окончил сельскохозяйственный институт в Париже, изучал садоводство, но увлекся велосипедным спортом, став чемпионом Парижа в велогонке из Монте-Карло в Лугано. В 1934 году по предложению директора одной из лучших французских спортивных газет L’Auto Мсье Годе он становится генеральным корреспондентом этого издания в Германии. Это ему позволило побывать на шестнадцати Олимпийских играх, в том числе на Берлинской Олимпиаде 1936 года, во время которой он лично видел Гитлера, находившегося от него в 15 шагах. Позже, в Париже Фальц-Фейн организовал Спортивный клуб, который собирался в ресторане Maxime’e, среди его членов были Коко Шанель, Жан Кокто, Морис Шевалье, Роми Шнайдер, Ален Делон, Серж Лифарь и сам владелец знаменитого ресторана Луи Водаль. Фигура барона стала весьма авторитетной в мировом спортивном сообществе, поэтому, когда решался вопрос о выборе места проведения Олимпиады в 1980 году, не без его личного старания была выбрана Москва. В том же году, в составе спортивной делегации ему удалось вновь приехать в Россию, побывать в Петербурге и в родной Аскании-Нова.

Эдуард Фальц-Фейн на Олимпиаде в Берлине. 1936 год.
Эдуард Фальц-Фейн на Олимпиаде в Берлине. 1936 год.

В 1936 году Эдуард Фальц-Фейн получил гражданство княжество Лихтенштейн, став его единственным русским подданным, дед барона генерал Епанчин, знал правящего князя Франца (1853-1938), в бытность его послом Австро-Венгрии в Петербурге в 1894-1899, у них сложились хорошие личные отношения, князь помог внуку своего друга открыв для него новую жизнь-предпринимателя. От князя же был получен титул барона, с тех пор Фальц-Фейн являлся ближайшим другом правящего семейства.

Оказавшись в Лихтенштейне, Эдуард Фальц-Фейн активно занялся организацией туристического бизнеса этой страны, он открыл два первых магазина сувенирной продукции, сам придумывал ее варианты, делал видовые снимки княжества, один из них в последствии стал визитной карточкой этой страны. Предприимчивый русский аристократ быстро практически монополизировал туриндустрию княжества, он лично работал в своем магазине с утра и до позднего вечера, нередко без выходных, встречал экскурсионные автобусы и был гидом приезжающих туристов. Он особенно ждал приезда редких туристов из России, живо интересовался у них последними новостями.

Довольно скоро, благодаря таланту, безудержной активности, продуманно выстроенному бизнесу, барон превратился в очень состоятельного человека, и мог позволить себе осуществить важное для него дело-возвратить в любимую им Россию утраченные культурные, исторические ценности, вернуть память ее великим именам.

М.И.Вальберг, воспитанник Пажеского корпуса, барон Фальц-Фейн, академик Д.С. Лихачев.
М.И.Вальберг, воспитанник Пажеского корпуса, барон Фальц-Фейн, академик Д.С. Лихачев.

Первым большим деянием барона стало возвращение в Россию знаменитой коллекции Дягилева-Лифаря, содержащую уникальный материал по истории русского балета и художественного искусства второй половины 19 века. Это стало возможным, после того, как в 1975 году в Монте-Карло, в результате аукциона, он познакомился с Ильей Самойловичем Зильберштейном (1905-1988), доктором искусствоведения, редактором сборников «Литературное наследство». Благодаря их завязавшейся дружбе в России узнали о русских эмигрантах сохраняющих о ней память и желавших ей безвозмездно помогать, барон же получил дельный контакт для претворения своей меценатской мечты.

Благодаря дружбе с русским писателем и журналистом Юлианом Семеновым, барон осуществил второе крупным деяние- возвращения праха Федора Шаляпина на Родину. С ним он был знаком лично и знал, как он любил Россию, в 1982 году на вилле барона был составлен документ о разрешении всех детей певца на его перезахоронение, он добился разрешения и от мэра Парижа, своего друга, Жака Ширака, о перенесении праха с городского кладбища Батиньоль. 29 октября 1984 года великий русский певец был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, но московские власти не сочли нужным пригласить на церемонию Фальц-Фейна.

В 1996 году в Берне, благодаря продуманному плану Фальц-Фейна, состоялась официальная церемония взаимообмена архивами-частного архива княжеской семьи Лихтенштейна-русской стороной, и архива Николая Соколова, - стороной княжества. В 1991 году по совету барона (а идею ему подал его хороший друг, известный меценат князь Никита Лобанов-Ростовский), Князь Ханс-Адам Второй приобрел архив Николая Соколова-следователя из правительства Колчака, который с конца 1918 по лето 1919 года занимался расследование обстоятельств гибели царской семьи. Так, Россия получила бесценный документальный исторический материал о подробностях произошедшего преступления.

Эдуард Фальц-Фейн организовал комитет по поиску знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Петербурге. Придя в итоге к выводу о ее утрате, он увлекся идеей ее восстановления, нашел весомого спонсора в лице ведущей нефтеперерабатывающей компании Германии, на собственные деньги приобрел специализированные шлифовальные станки для янтаря в Швейцарии, особые сверла, и доставил их в Россию. Благодаря его активному участию немецкая сторона вернула в Царское село уникальные раритеты из реальной Янтарной комнаты: комод красного дерева и один из четырех флорентийских мозаик.

По инициативе барона возникли два русских музея за границей, в 1994 году был открыт музей Суворова в швейцарском городке Гларусе, через который в сентябре 1799 года проходила армия генералиссимуса, освободившая страну от французов, позже был установлен и памятник полководцу. В 1995 году был открыт музей Екатерины Второй в ее родном Цербсте, все экспонаты для которого барон безвозмездно передал из личной коллекции, в том числе бюст императрицы работы французского мастера Гудона, который барону авантюрным образом удалось вывести из Франции в Лихтенштейн.

Еще в 1989 году Фальц-Фейн вернул Воронцовскому дворцу в Алупке портрет Князя Потемкина кисти Левицкого, а в Ливадийский дворец персидский ковер ручной работы с изображением семьи Николая Второго, подаренный царю в 1913 году персидским шахом Султан Ахмад-Шахом.

Барон восстановил памятные плиты дочерей Достоевского: Софии в Женеве, Любови в Бальцано, спутницы жизни Репина Наталии Норманн-Северовой (1863-1914) на кладбище Орселино, близ Локарно, надгробие своей бабки Софии Кнауф в Хорли, установил мемориальную доску своим предкам в Аскании-Нова, построил там и в Гавриловке, где родился, новые церкви, отреставрировал церковь при Пажеском корпусе в Петербурге, наконец, в 1996 году в России, по завещанию деда Н.А.Епанчина, издал его книгу «На службе трех императоров».

За свою долгую жизнь Эдуарду Александровичу удалось многого достичь благодаря таланту и собственному большому труду, единственное, в чем судьба к нему не благоволила, оказалась его личная жизнь. Его отношения с дамами были быстротечны, среди них: графиня Лиллиан Алефельд, ставшая затем супругой Сержа Лифаря, бывшая жена шаха Ирана, Сарая Исфандиари-Бахтиари. Первый брак с дочерью английского министра финансов лорда Ноэля Кюртис-Беннета, Вирджинией, закончился разводом, впоследствии она была фрейлиной Княгини Монако Грейс, второй,- с дочерью австрийского архитектора Кристиной Шварц,- ее смертью от наркотической зависимости. Дочь от первой супруги Людмила, была прима-балериной лондонского театра Palladium, ее муж- голландский скульптор Киис Веркаде, их дочь Казмира Веркаде- доктор философии, работает в отделении аукционного дома Christie's в Монако, где проживает вся ее семья.

С дочерью Людмилой.
С дочерью Людмилой.

Жизнь и судьба русского аристократа нашедшего выражения своих дарований в неутомимой постоянной деятельности предпринимателя, коллекционера и мецената, принесшей ему богатство, уважение и известность, является редким примером гармонии характера, культуры и интересов. Личность барона фон Фальц-Фейна отражает лучшие качества человека умеющего ценить память прошлого, любить его и дорожить им, при этом достойно и красиво жить настоящим, наполняя каждый новый день конкретным смыслом, делом, задачей. Трезвый взгляд на мир, людей, адекватное восприятие ситуаций, доля здравого авантюризма, находчивость, дипломатичность, коммуникабельность- все эти присущие натуре барона черты помогали ему осуществлять задуманное, доводить до конца поставленные цели.

Барон Эдуард фон Фальц-Фейн.
Барон Эдуард фон Фальц-Фейн.

В результате чего на русскую землю была возращена серия уникального культурного достояния, а русские имена и доблестные деяния увековечены в ряде европейских стран. Огромная любовь к России, воспитанная в бароне его дедом, генералом Епанчиным, выразителем культуры русского дворянства дореволюционной поры, сформировала его личность, став в ней ценностным фундаментом, определив жизненные ориентиры. Культура личности Эдуарда Александровича- явление по своей сущности невосполнимое, оно часть мира навсегда ушедшей в прошлое России.

* Поддержите работу канала — https://www.donationalerts.com/r/nikolaypolonsky

✅ Email по вопросам сотрудничества и рекламы: nicolas.polonskiy@gmail.com