Наша старая дача соответствовала особому запросу на участки с лесными деревьями. Когда пришло время отказываться от того участка, в объявлении о продаже я написала: «Продаются 6 двухсотлетних дубов на 18 сотках».
По сравнению с такой рекламой 15 пятидесятилетних берез были уже не в счет. Так же, как и многочисленные декоративные кустарники.
Покупатели встроились в очередь уже на второй день после публикации объявления. Дело было в августе, и всех я предупреждала, что осенние и весенние работы по уборке территории требуют особых усилий и занимают много времени. Почти ежедневная уборка опавшей листвы требовалась в течение всего сезона, но с этой задачей с видимым удовольствием справлялась даже мама.
Но осенью опавшая дубовая листва необычайно радовала только детей
и животных:
На нашу долю выпало несколько небывало урожайных лет, когда желуди приходилось буквально выскребать тяпками и граблями из почвы, сгребать лопатами, грузить в тачки и «тоннами» вывозить из огорода, с газонов и цветников подальше в лес, чтобы они имели шанс прорасти, не превращая окультуренный сад в сплошную «дубовую рощу». В любом случае, газон требовал ежегодных восстановительных работ. Мы не роптали, потому что это была малая плата за счастье находиться почти круглый год в окружении замечательного природного и рукотворного ландшафта.
Обстоятельства дали нам шанс, не потеряв главные преимущества места, перебраться на новый участок, расположенный через дорогу от старого на краю поля, плавно спускающегося к маленькой речке и лесу.
Его пришлось обустраивать и воссоздавать практически с нуля. Только идущая по границе аллея больших берез оживляла пейзаж и напоминала о том, что и этот участок отвечал требованию наличия лесных деревьев.
При посадках на этом участке мы сделали упор на хвойные деревья и посадили туи-крупномеры нескольких видов, сосны, обыкновенные и голубые ели, а ассортимент декоративных кустарников ограничили посадкой рододендронов и гортензий.
Сейчас я понимаю, что такой выбор диктовался крывшимися в глубине души соображениями облегчить свой труд весной и осенью, максимально сократив трудозатраты на уход и поддержание в порядке садовой территории.
Но все соображения о неумолимом приближении «возраста дожития» и «опустевшего гнезда» с взрослением сыновей, строивших свою взрослую жизнь и карьеру в мегаполисе, отступали перед желанием украсить и расцветить сад новыми красками. Так в течение 15 лет появились плодовый сад и декоративные листопадные деревья и кустарники: клены и каштаны, сирень и жасмин.
И снова наступила осень, а вместе с ней и неизбежные и ставшие для нас обязательными труды по уборке территории от опавшей и потерявшей привлекательность разнообразной листвы.
Наибольшие проблемы своей повсюду проникающей и быстро теряющей вид опавшей листвой каждый год создают огромные березы, отказываться от которых мы никогда не станем. Младший сын первым подмел большую парковочную площадку и сложил в мешки березовую листву почти чистой и сухой . Ее мы будем использовать для создания листового компоста.
Для нас главной заботой стало приведение в порядок газона. Удалось улучить погожие дни и воспользоваться не только веерными граблями, но и подключить газонокосилку.
Этот год подарил целых две дополнительных недели ноября с теплой, но дождливой погодой.
Весело и споро с песнями, несущимися из включенного радио, мы, не покладая рук, каждый день по 3-4 часа ритмично гребли и подметали,
грузили тяжелую мокрую листву в тачки
и вывозили на специальную площадку все то, что еще недавно составляло красоту нашего сада.
Пять дней спустя уже можно было любоваться результатом своих трудов.
Нелегкой была эта работа. Но иного не дано тем, кому нравится весной встречать свой сад и участок в порядке. И тогда, освободившись от рутинных дел, обдумывать новые планы.
А как же розы, спросите вы? На этом фронте садовых работ тоже все приготовлено к достойной зимовке наших любимиц. Но это уже другая история.
Я благодарю всех, кто уделил свое время и прочел эту статью о впечатлениях дня сегодняшнего. Но их не случилось бы, не будь живы в памяти дни минувшие.
Обещаю, что сняв рабочие рукавицы и приведя себя в божеский вид, я вновь буду готова рассказывать истории о розах, погружая нас с вами в мир красоты и познания.