Найти в Дзене
Тетрадь в линейку

Это Блок - читай между строк. О стихотворении "Ночь, улица, фонарь, аптека..."

Оглавление

Все мы знаем, что Блок - символист, и все мы с лёгкостью можем процитировать хотя бы первые строки известного стихотворения про ночь и фонарь. Есть ли символы в этом стихотворении? Что послужило вдохновением для поэта? Возможно, стихотворение откроется Вам с другой стороны. Будем двигаться по строкам.

Памятная доска на доме, где жил поэт. Источник: Яндекс-картинки
Памятная доска на доме, где жил поэт. Источник: Яндекс-картинки

Ночь, улица

Блок любил прогуливаться по ночам по улицам Санкт-Петербурга, поэтому стихотворение начинается с главных атрибутов ночной прогулки. Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост, который обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц.

Фонарь, аптека

Иногда им не удавалось совершить до конца задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки. Она находилась на углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки, и вход в неё освещался единственным газовым фонарём.

Источник фото: Яндекс-картинки
Источник фото: Яндекс-картинки
В начале октября 1912 года в мрачном настроении Александр Блок отправился на выставку. После у него не получилось встретиться с матерью, и поэт пошел бродить по тёмным улицам в ещё более недобром расположении духа. На парапете у реки повис матрос, собирающийся утопиться (из дневников поэта понятно, что причиной такого поступка стала женщина). Блок спас матроса, вытянув его с парапета и отвел к ближайшей аптеке. Это стало почвой для размышлений - так и возник замысел всего стихотворения.

Бессмысленный и тусклый свет

Абсолютное чувство безысходности и глубокое уныние пропитывают стихотворение, и связано это со временем, в котором жил Блок. 1912 год - до Первой мировой войны 2 года, до Октябрьской революции 5 лет. Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и сам он этому всегда безусловно был рад.

Живи еще хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет.

Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году - перевернула жизнь поэта с ног на голову, встряхнула его и заставила пересмотреть жизненные ценности. Его иллюзии разлетелись, а твёрдой веры и основания под ними не оказалось. Так Блок отрекается от символизма.

Стихотворение открывает новое направление в творчестве поэта - философскую лирику. Он прозаически смотрит на жизнь - не верит в ад или рай. Но пытается разобраться, зачем человек приходит в этот мир.

Ледяная рябь канала. Источник: Яндекс-картинки
Ледяная рябь канала. Источник: Яндекс-картинки

Умрёшь - начнёшь опять сначала

Переселение душ? Реинкарнация? Да, именно об этом говорит поэт, но это не вселяет уверенности в завтрашнем дне. Лирический герой задумывается над жизнью и смертью и не замечает отличия, потому что всё повторится. Родившись вновь, человек увидит все тот же унылый ночной пейзаж.

И повторится всё, как встарь

Приход и уход личности не меняют мира - ночью всё так же будет гореть фонарь, освещая канал, улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.

Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Главными образами являются ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция - символ, знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала.

Современный Петербург. Источник: Яндекс-картинки
Современный Петербург. Источник: Яндекс-картинки

И вроде бы "фонарь" заканчивает стихотворение, и он должен служить символом надежды, что-то вроде света в конце тоннеля, но отрывистое звучание слова будто обрывает саму жизнь, ставя точку во всём стихотворении и в размышлениях поэта.

В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью.

Есть ли символы?

Это было время, когда город ассоциировался с духовной деградацией человека на фоне технического прогресса.

Многие писатели обращались к образу города, делая его практически живым героем своих произведений. Например, Ф.М.Достоевский делает город соучастником совершëнного героем убийства в романе «Преступление и наказание».

Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои тёмные и тяжёлые мысли. В его стихотворении город имеет разрушительное начало. Веяние символизма, конечно, присутствует, но поэт словно пытается стряхнуть с себя эфемерное восприятие жизни и оценить её трезво.

Употребление глаголов во 2-м лице не случайно: «начнёшь, умрёшь». Поэт будто обобщает всех людей, ставя их на место лирического героя. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он. Обращаясь к собеседнику на ты, вовлекает его в свою философию смерти и бессмысленности жизни.