Все мы знаем, что Блок - символист, и все мы с лёгкостью можем процитировать хотя бы первые строки известного стихотворения про ночь и фонарь. Есть ли символы в этом стихотворении? Что послужило вдохновением для поэта? Возможно, стихотворение откроется Вам с другой стороны. Будем двигаться по строкам.
Ночь, улица
Блок любил прогуливаться по ночам по улицам Санкт-Петербурга, поэтому стихотворение начинается с главных атрибутов ночной прогулки. Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост, который обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц.
Фонарь, аптека
Иногда им не удавалось совершить до конца задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки. Она находилась на углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки, и вход в неё освещался единственным газовым фонарём.
В начале октября 1912 года в мрачном настроении Александр Блок отправился на выставку. После у него не получилось встретиться с матерью, и поэт пошел бродить по тёмным улицам в ещё более недобром расположении духа. На парапете у реки повис матрос, собирающийся утопиться (из дневников поэта понятно, что причиной такого поступка стала женщина). Блок спас матроса, вытянув его с парапета и отвел к ближайшей аптеке. Это стало почвой для размышлений - так и возник замысел всего стихотворения.
Бессмысленный и тусклый свет
Абсолютное чувство безысходности и глубокое уныние пропитывают стихотворение, и связано это со временем, в котором жил Блок. 1912 год - до Первой мировой войны 2 года, до Октябрьской революции 5 лет. Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и сам он этому всегда безусловно был рад.
Живи еще хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет.
Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году - перевернула жизнь поэта с ног на голову, встряхнула его и заставила пересмотреть жизненные ценности. Его иллюзии разлетелись, а твёрдой веры и основания под ними не оказалось. Так Блок отрекается от символизма.
Стихотворение открывает новое направление в творчестве поэта - философскую лирику. Он прозаически смотрит на жизнь - не верит в ад или рай. Но пытается разобраться, зачем человек приходит в этот мир.
Умрёшь - начнёшь опять сначала
Переселение душ? Реинкарнация? Да, именно об этом говорит поэт, но это не вселяет уверенности в завтрашнем дне. Лирический герой задумывается над жизнью и смертью и не замечает отличия, потому что всё повторится. Родившись вновь, человек увидит все тот же унылый ночной пейзаж.
И повторится всё, как встарь
Приход и уход личности не меняют мира - ночью всё так же будет гореть фонарь, освещая канал, улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.
Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
Главными образами являются ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция - символ, знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала.
И вроде бы "фонарь" заканчивает стихотворение, и он должен служить символом надежды, что-то вроде света в конце тоннеля, но отрывистое звучание слова будто обрывает саму жизнь, ставя точку во всём стихотворении и в размышлениях поэта.
В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью.
Есть ли символы?
Это было время, когда город ассоциировался с духовной деградацией человека на фоне технического прогресса.
Многие писатели обращались к образу города, делая его практически живым героем своих произведений. Например, Ф.М.Достоевский делает город соучастником совершëнного героем убийства в романе «Преступление и наказание».
Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои тёмные и тяжёлые мысли. В его стихотворении город имеет разрушительное начало. Веяние символизма, конечно, присутствует, но поэт словно пытается стряхнуть с себя эфемерное восприятие жизни и оценить её трезво.
Употребление глаголов во 2-м лице не случайно: «начнёшь, умрёшь». Поэт будто обобщает всех людей, ставя их на место лирического героя. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он. Обращаясь к собеседнику на ты, вовлекает его в свою философию смерти и бессмысленности жизни.