Цвет играет важную роль в жизни человека. Во-первых. он является свойством света. Без света не было бы Вселенной. Во-вторых, цвет, точнее его смыслы - часть культуры - вселенной человека.
Развиваясь, человечество создавало свой мир - предметы, технологии, идеи. Благодаря этим феноменам людям удалось выжить и улучшить мир (ну в чем-то улучшить; глобально - хорошего больше).
За тысячелетия существования в культуре появились и закрепились значения цветов, которые мы теперь принимаем за свойства цвета - верим во влияние на чувства и жизнь вообще. Синий мы связываем с небом и водой (но они не синие на самом деле - это иллюзия), зеленый - с жизнью природы, листвой (та же иллюзия) и пр. Мы окружаем себя предметами таких цветов, которые, как кажется, могут изменить здоровье, ход событий, повлиять на карьеру, любовь и даже пространство и время. Однако это влияние цвета - культурные стереотипы, источники которых затерялись в истории. Давайте совершим прыжок во времени и посмотрим, как появились представления об основной палитре.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Сегодня о белом в живописи
К белому цвету изобразительное искусство подходило, во-первых, через освоение методик использования других цветов, во-вторых, через поиск техник синтеза красителей, в-третьих, через формулировку философии цвета - специальных "глубокомысленных" значений.
Диапазон смыслов цвета, как вы уже знаете, раскинулся по всему земному шару и всем временам человеческой истории. Белый в загадочно туманной живописи восточных художников – представителей китайско-конфуцианской, буддийской и синтоистской традиций – использовали, чтобы показать силу Знания и связать эту мощь с силой света в универсуме. То есть, восточные ребята обозначали белым абсолютное.
Это абсолютное в китайской и японской живописи тушью показывали двояко: чтобы изобразить огромность Ничто и чтобы подчеркнуть значимость единого Пути для всего мироздания.
Если художник выбирал первое направление, то он должен был прийти к изображению Ничто в его абсолютном небытии, то есть к тому, чтобы не рисовать ничего. Вот совсем ничего. На наш современный взгляд это кажется полным абсурдом. Листок белой, чистой бумаги или кусок шелка, не тронутый кистью, считали высочайшими шедеврами. В японской живописи встречаются так называемые чистые бумаги с надписью «haku-shisan» – листы бумаги с несколькими строками надписи в стихотворной форме, интерпретирующими «картину» с образом Ничто.
На Ближнем Востоке были похожие трактовки белого: в Древнем Египте его применяли для создания образов богов, абсолютных идей - бессмертия и воскрешения; в Аравии – для изображения посланий Аллаха.
В античном искусстве белый тоже транслировал идеи знания и чистоты. Буквально - был символом богини знания Афины/Минервы, а также Весты.
В средневековой и такой религиозной Европе смыслы белого соотнесли с христианским видением абсолюта духа, протянули (из языческой древности) нити невинности и чистоты.
Творцы Возрождения, отыскивающие соответствие художественного образа начавшимся изменениям мировоззрения, обратили свое внимание на графику и гравюру. Белый и здесь оказался фундаментом техник и смыслов.
Новое время нивелировало существовавшие ранее в искусстве шаблоны трактовок белого цвета – сменило религиозную канву на естественные составляющие мастерства (новые пигменты и красители, техники грунтовки и т. д.). Лейтмотивом смыслов для белого стала трансляция идей разума, свободы, красоты внешней и внутренней, гармонизирующей реальность.
Начавшийся на рубеже XIX–XX вв. культурный кризис заставил художественное сообщество вновь пересмотреть свою палитру и ее смыслы. Творцы начали поиски новых значений белого.
Супрематисты увидели в белом пространстве символ неэвклидова n-мерного пространства (бесконечного), которое способно погрузить зрителя в некий медитативный транс и очистить сознание от мелочного, ситуативного.
Другие авангардисты обратились к белым метафорам свободы, любви, силы – животным, птицам, а также к символике белого листа и геометрической формы.
Сегодняшнее изобразительное искусство кажется потерянным, нечитаемым в своих аллегориях, образах и цветах. Однако при внимательном взгляде можно обнаружить, что мастера 21 века взяли на вооружение все смыслы белого - восточные и западные, древние, средневековые и нововременные. Современность, отыскивая себя, просто стерла все пространственные и временные границы.
В следующей истории белая архитектура.