Южноуральские учреждения общего и дополнительного образования обменялись опытом преподавания конструирования и программирования детям с особенностями в развитии. Совместные мероприятия прошли в рамках проекта «ИнженерикУм», который четвертый год подряд успешно реализуется на Южном Урале.
Готовое решение для занятий робототехникой с детьми с особыми образовательными потребностями – уникальный учебно-методический комплекс «ИнженерикУм» – проходит апробацию в детских садах и школах.
«Пособие рассчитано на один год обучения, — поясняет Елена Андрющенко, педагог Регионального центра технического творчества Челябинской области и научный руководитель проекта «ИнженерикУм». — В его состав входит оборудование и полный комплект материалов, необходимых для проведения занятий, в том числе: учебная программа, пошаговая инструкция по работе с конструктором, конспекты занятий, дидактические игры, карты сборки и даже сами наборы конструктора UARO. Все то, что может помочь педагогу в работе».
За четыре года «ИнженерикУм» из учебно-методического комплекса превратился в уникальную площадку для обмена опытом. И если раньше в проект были вовлечены лишь учреждения, работающие с детьми с нарушениями слуха, речи и опорно-двигательной системы, то теперь к нему присоединились и специалисты, обучающие ребят с интеллектуальными нарушениями.
В «Специальной (коррекционной) школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Троицка детей готовят к самостоятельной жизни в обществе, содействуя их профессиональному и личностному самоопределению. Школьники посещают профориентационные пробы по специальности «Штукатур» в Троицком технологическом техникуме, участвуют в конкурсах. В этом году ребята приняли участие в областном творческом состязании «Стратегия выбора», Большом Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ОВЗ, Всероссийском конкурсе «Ярмарка профессий» и многих других.
«Работа с детьми, страдающими интеллектуальными нарушениями, требует особого терпения, упорства и настойчивости, — поясняет Оксана Крашенинникова, педагог-психолог МБОУ «С(К)ШИ ОВЗ» г. Троицка. — Каждую минуту педагогу необходимо чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение, осуществляя при этом постоянное психокоррекционное воздействие. На занятиях мы используем игротерапию, aрт-терапию, сказкотерапию, психорегулирующие тренировки и иные методы, которые помогают скорректировать поведение наших воспитанников, в том числе через коррекционно-развивающие программы «Гаечки, отвертки, два ключа, болты — иногда сбываются детские мечты», где предполагается работа с конструктором».
«Детям с особенностями в развитии необходимо создавать среду, в которой они будут себя комфортно чувствовать, ясно видеть свои успехи, получать необходимую поддержку и дополнительную мотивацию для дальнейшего развития, — считает Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества, куратор проекта «ИнженерикУм» в Челябинской области. — Но нельзя забывать о педагогах, работающих с особенными детьми. У них должна быть площадка, можно не только делиться своими наработками, но и получать консультационную помощь. И такой площадкой стал проект «ИнженерикУм». Сильный методический отдел и хорошая ресурсная база по многим направлениям позволяют специалистам качественно работать с особенными детьми, адаптировать занятия робототехникой под различные заболевания и возрастные группы, проводить дистанционно и очно, групповым и индивидуальным методом».
Справка
Учебно-методический комплекс «ИнженерикУм» на территории Челябинской области апробируется на протяжении четырех лет в шести образовательных учреждениях: детских садах № 440 и № 482, школах-интернатах № 10 и № 4, школе № 109 и коррекционной школе № 11. В общей сложности по программе занимаются чуть больше 400 детей с нарушениями слуха, речи и опорно-двигательной системы.