Захар Прилепин говорит о необходимости перемен в сфере культуры и медиаиндустрии, о необходимости создавать новые институции для формирования нового мышления и отношения к стране, к народу, к своему будущему. В этом я с ним солидарен.
Данная статья — это открытое письмо, предложение Захару Прилепину и его команде. А также всем тем, кто заинтересован в медийном, творческом, культурном, информационном развитии России.
Как уже писал недавно, я занимаюсь развитием медиаиндустрии в Ростове-на-Дону и Ростовской области, для чего создал движение «КиноДон», — стараюсь на практике на своём уровне реализовать то, о чём говорит Захар Прилепин. Подробнее о наших целях, ценностях и снятых фильмах я рассказывал в 2019 году:
Считаю необходимым и вижу возможным создавать в регионах культурные институции, привлекая местных творческих деятелей, волонтёров, активистов, блогеров.
У нас в «КиноДоне» есть опыт приобщения детей и взрослых к съёмочному процессу через кинотренинги. В этом формате мы сняли несколько короткометражных фильмов и различные видеоролики.
Например, в детском лагере мы за 24 часа сняли фильм «Пойдём купаться», проведя накануне кастинг с участием около 100 детей:
Другой пример — детское социальное фэнтези «Расписание», в котором мы совместили два в одном: 1) погружение детей и их родителей в модель кинопроизводства, 2) игру в организацию коллективного хозяйства:
Особое внимание я уделяю развитию отечественной фантастики, которую рассматриваю с прикладной точки зрения — как способ демонстрации и популяризации технологических идей, а также мотивации разработчиков, изобретателей, предпринимателей:
Поэтому отдельно стоит выделить наши тренинги по съёмке сцен с визуальными эффектами, необходимые для умения создавать фантастическое кино. Это позволяет понять нюансы процесса и режиссёрам, и актёрам, и видеографам. Вот один из таких тренингов — для съёмок сюжетов о будущем, в котором дополненная реальность стала таким же общедоступным инструментом, как сегодняшние смартфоны и мобильные приложения:
Важны также журналистские (или блогерские) навыки — как сделать репортаж, снять интервью. Особенно это полезно для развития бизнеса или общественных инициатив.
Допустим, вы хотите поведать миру о своём проекте. Если вы сами о нём рассказываете — это одно. Если вас о нём расспрашивают, а вы даёте интервью — это другое (и мозг работает в другом режиме, отвечать на вопросы иногда легче, чем самому придумать, что сказать). Если О ВАС рассказывают, ведя репортаж о вашем проекте — это третье. «Короля делает свита». Демонстрация проявления внимания к вам программирует людей на то, чтобы тоже проявить внимание к вам.
Основа народной медийности-журналистики-блогинга — элементарные умения общаться, держаться в кадре, внятно строить фразы и формулировать мысли. Если начать пробовать, то оказывается, что у большинства с этим проблемы, причём в любом возрасте. И даже для того поколения, которое с гаджетами не расстаётся и, казалось бы, должно использовать их максимально эффективно, выясняется, что умение снимать тикток-приколы вовсе не означает способность нести миру что-то содержательное. И что кривляния — не признак раскрепощённости, внутренней лёгкости и свободы.
Подобные кружки-лаборатории-мастерские по приобщению к кино-, видео-, медиапроизводству можно создавать в регионах в связке с центрами военно-психологической и медицинской подготовки, о которых в последнее время тоже много говорят.
В наше время умение оперативно и технически грамотно задокументировать, передать и опубликовать информацию, снять репортаж, взять интервью, осветить событие — не менее важно, чем умение владеть оружием, оказать первую помощь, организовать самооборону, самообеспечение, эвакуацию и т.д.
Всё это нужно в комплексе, в совокупности: боевые, медицинские, организационные и информационные навыки.
Даже если поначалу это будет выглядеть совсем наивно, несерьёзно, непрофессионально — так и у Петра I всё начиналось с потешных полков.
Подчеркну: многое можно сделать без денег. Конечно, если есть финансирование, то работа будет гораздо эффективнее. Но если нет, кое-что всё равно реализуемо. У меня есть опыт организации работы людей на чистом энтузиазме, силами добровольцев, или с минимальными затратами. А нынешний 2022-й год — это, наверно, вообще год рождения нового волонтёрского сознания…
Прежде всего, делу поможет информационная поддержка — для начала нужно согласовать действия с единомышленниками хотя бы в нашем городе (Ростов-на-Дону), потом в других городах и регионах.
Я вижу это так:
1. У вас есть информационные ресурсы, которые позволят громче и шире бросить клич и привлечь новых волонтёров: видеографов, актёров, организаторов, блогеров, сценаристов, режиссёров, художников, музыкантов, педагогов, а также программистов для сопутствующих технических задач. Конкретные призывы можем вместе сформулировать.
2. Я могу помочь организовать этих волонтёров, поставить им задачи, вместе с ними добиться результатов.
Давайте делать общее дело вместе.