Взлет фондовых индексов, шедший с четверга и активно поддержанный покрытием «шортов», вчера мог бы притормозить и без всяких новостей. Он начался на данных о неожиданно низкой потребительской инфляции (CPI), но сегодня выйдет уже индекс цен производителей (PPI). Сюрпризы бывают не только приятными – и после такого роста закрыть часть длинных позиций только естественно.
Но и новости имелись. Еще в воскресенье член совета управляющих ФРС Кристофер Уоллер отметил, что, хотя повышение ставок и может пойти меньшим шагом, это не следует интерпретировать как признак смягчения. «Перестаньте обращать внимание на темп и начните обращать внимание на то, где будет конечная точка, – заявил он. – Пока мы не снизим инфляцию, до этой конечной точки еще далеко».
На прошлой неделе многие сочли рост индекса потребительских цен в октябре на 7,7%, а не на ожидавшиеся 8%, свидетельством большого успеха ФРС в борьбе с инфляцией. Но чиновники Федрезерва показывают рынку, что сами они так не считают, ведь та все равно неприемлемо высока в сравнении с их двухпроцентной целью.
И это вполне естественно. За один только четверг индекс Nasdaq Composite взлетел на 7,35%, показав лучший день со времен отскока со дна «пандемийного» обвала весной 2020 года. ФРС это не с руки – особенно если рост акций продолжится. Ралли смягчает финансовые условия в стране, а для борьбы с инфляцией нужно их ужесточение. «Это был лишь один отчет <…>, - сказал Уоллер. – Рынки, кажется, опережают ситуацию. Всем надо сделать глубокий вдох и успокоиться. Нам предстоит еще многое сделать».
Последние данные – это, конечно, хороший знак, говорил он, однако за последний год ФРС уже не раз видела то, что можно было бы посчитать сигналами замедления инфляции. И худшее, что она может сделать, заявил чиновник, это остановить подъем ставки и допустить новый скачок индекса потребительских цен.
«Нам предстоит пройти длинный, очень длинный путь, чтобы замедлить инфляцию, – пугал Уоллер публику. – Ставка продолжит повышаться, и она будет оставаться высокой какое-то время – до тех пор, пока мы не увидим приближения к нашему целевому уровню».
Во время предыдущих «медвежьих ралли» рынок зачастую был не склонен прислушиваться к подобным заявлениям ФРС. Однако на этот раз интонации и момент были подобраны удачно, так что в начале торгов основные индексы ушли в «красную зону».
Но позднее тем же утром оптимисты смогли расслышать «голубиные» интонации в словах заместителя председателя ФРС Лаэль Брейнард. В разговоре с Bloomberg она отметила, что «вскоре» может стать целесообразным замедление темпов повышения ставки.
И все же при этом она подчеркнула, что ФРС предстоит «дополнительная работа» по снижению инфляции. К тому же прямо про повышение на 50 б.п. в декабре Брейнард не сказала и никак не уточнила, что имела в виду под этим своим «вскоре».
Рынок поначалу сосредоточился на первой части ее утверждений, так что индексы отскочили от «дна». Доходность казначейских облигаций упала. На максимуме дня Dow Jones Industrial Average прибавлял 0,64%, S&P 500 – 0,4%, а Nasdaq Composite – 0,24%.
Но Брейнард считается главным «голубем» ФРС, и в последние часы торгов внимание публики переключилось на менее характерную для нее «ястребиную» часть выступления. Она вполне соотносилась с заявлениями Уоллера. Картина стала выглядеть иначе.
«Я думаю, что комментарии Брейнард подчеркивают неопределенность дальнейших действий и зависимость ФРС от данных, – говорил Bloomberg портфельный менеджер Harbour Capital Advisors Джейк Шурмайер. – Они не хотят, чтобы более медленные темпы повышения ставок путали с менее ограничительной политикой».
И акции пошли вниз, тем более что статистика по промышленной инфляции, выходящая сегодня еще до начала торгов, переносу длинных позиций через ночь не способствовала. Обычно при отклонениях от прогнозов PPI имеет гораздо меньшее значение для участников рынка, чем CPI. Но зафиксировать прибыль, снизив заодно риски, части из них на этот раз лишним не показалось.
Индекс Dow Jones Industrial Average закрылся снижением на 0,63%, S&P 500 – на 0,89%, а Nasdaq Composite – на 1,12%.