Найти тему
Tallis

Исторический экскурс. От народных сказок к национализму

Доброе утро в городе Емва. Доброе утро всем нам.

Холодает. Зима наконец-то заступает на свои позиции. Мне всё труднее просыпаться по утрам. Ледяной доспех прорастает прямо из сердца и всё становится так безразлично, так неважно. Зима.

И мысли. Одна другой острее, одна другой холоднее. Здесь и до полного безумия додуматься можно.

Я тут в историю погрузилась. Как удивительно развивается человечество. Как совершенно нормальные, естественные процессы становятся причиной мировой катастрофы. Удивительно, друзья мои.

Садитесь поудобнее, заваривайте ваши утренние напитки, Tallis расскажет вам сказку. Общенародную. Про национализм (здесь должна появиться тревожная музыка).

Сказки это продукт народного сознания, народной психики, если угодно. Основа культурного кода.

Мы не будем сегодня кошмарить неотредактированными версиями кроvаVых сказок с цепочками смертей безо всякого смысла. На это есть другие блогеры. Да и вы, наверное, чудесно в курсе, что волк сварил Красной шапочке суп из Bаб-Ushкi и заставил это есть (+/- разные версии).

Разве, что у славян, с их Калиновыми мостами и реками Смородинами всё имело, зачастую, сакральный обрядовый смысл.

Автор канала
Автор канала

В 17 веке государства были феодальные. Наша любимая феодальная раздробленность (из школьного курса истории).

Из дневниковых записей автора.
Из дневниковых записей автора.

Даже король абсолютной властью не обладал. К абсолютной монархии ещё не пришли. Локальные междоусобные войны имели, кроме религии, чисто экономическое значение. Сторона А воюет со стороной Б, пока кто-то один не сдастся и не заплатит контрибуцию. Больше побед - больше богатства.

Тогда шла самая большая война в истории. Та самая 30-ти летняя война в Европе. Тогда все "грызли" представителей других конфессий и религий. Бог был единственной ценностью и мотивацией. В 1648 году был принят Вестфальский мирный договор (далее будем писать ВМД), который положил конец всей этой адской вакханалии. Это нужно было срочно прекращать, иначе человечество переубивало бы друг друга к чертовой бабушке.

Теперь не имело большого значения, какому богу ты молишься. Важно было к какой нации ты принадлежишь. Государство, благодаря ВМД, стало национальным. Каждое государство теперь было отдельным миром со своим правителем и порядками.

Люди являлись подданными своего правителя. Эта система была сложная и, всё ещё, мало эффективная. Ей было сложно управлять. Надо было развивать единую государственную систему.

Чтобы развить такую систему, нужны были три вещи:

  • Абсолютная монархия
  • Бюрократический аппарат
  • Государственная армия (вместо толп с палками, которые собирали рыцари)

Но всё не так однозначно. Жизнь сложная. Люди (те самые подданные) не хотят ни налоги платить, ни в ряды армии вступать. Все хотят жить спокойно свою жизнь, а не отдавать её ради... Ради чего? Тогда бог ещё имел некоторое значение, умереть можно было ради Его ценности. Но это влияло уже не на всех. Нужно было срочно ваять нового Бога...

Тут, как раз во время, подоспела Французская революция, которая принесла новую систему отношений "человек-государство". Французы стали гражданами Республики, а не просто подданными. Демократизация дала жителям Западной Европы права в комплекте с обязанностями. И исполнять эти обязанности было нужно не имеем короля, а по велению гражданского долга. А это куда круче, чем быть бесправным подданным. "Гражданский долг" это было внутренним понятием, больше идейным. Это идейное состояние в голове людей нужно было ещё достроить. Убедить всех, что этот гражданский долг ("новый бог") им нужен.

Для этого нужно было строить понятие единой нации. Единой Родины. Чтобы идти воевать-умирать было на так стрёмно. Ведь нация это серьёзно. Это высоко. Это духовно.

Понятие "Нация" вырастет чуть позже, веку к 19 -тому.

А пока ещё Вологжане отдельно, Новгородцы - отдельно (на примере русского народа).

С такими малыми обществами (у каждого свой диалект, чуть ли не свой особый язык, своя культура, вера и бытовой уклад) каши было не сварить, производство не наладить, армию не построить. Они ж не поймут ни приказов, ни инструкций! Надо было собирать всех в единую Русь (единую Германию).

Вот тут то и пригодился, пылящийся на антресолях истории народный фольклор. Сказки, песни, присказки, поговорки. Типа, "общее" прошлое. Почему в кавычках расскажу чуть ниже, по тексту.

Братья Гримм, кстати, были очень националистически настроены, на самом деле. Для них сказки были настоящим ключом к формированию нации.

Якоб Гримм, ещё задолго до нацистов, считал, что именно от Германии должно прийти спасение всему миру.

Надо сказать, что сказочники Гримм, в отличие от В. Даля, "халявили", собирая фольклор. Даль, тот ходил, прямо сам, прямо ножками, в эти деревни и записывал сказки. Гримм же считали, что "не царское дело" грязь сапогами месить и предпочитали слушать сказки в пересказе своих друзей и знакомых, за чашкой чая.

А потом они принялись кромсать сказки разных версий, разных общин, что твою пекинскую капусту, и кидать в один котелок, где уже пузырились и зловеще шипели примеси религии. Заваривался культурный код нации.

Идея фикс братьев Гримм была в том, чтобы представить единый сборник исконно Германских сказок.

В начале 19 века прошла Отечественная война с Францией. Длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. После Победы Российской армии в разных частях страны всё ещё сохранялся языковой барьер.

Потом, ближе к середине 19 века случилась промышленная революция. Появился смысл ехать из родной деревни в города - где нужны работники на заводы, где востребованность, заработок, жизнь.

Стало доступно образование для простолюдинов. И вот тут сказки стали "причесывать" в более литературный вид и преподавать детям в школе. Так формировалась единая культура, национальная идентичность.

Тогда же популярность набирал романтизм. Это не тот, который про "любовь-сопли-с-сахаром", а кое что по страшнее.

Романтики идеализировали и восхищались прошлым. Они, на полном серьёзе, считали, что наука, индустриализация и общее образованность населения изуродовали мир, природу и вообще опошлили мироздание, лишили его тайны и магии. Вместо знаний и фактов, романтики предпочитали эмоции. Яркие переживания, стихийность чувств.

Как раз романтики и раскачали интерес к сказкам. Как мы писали ранее - сборник сказок представлял собой адову смесь из разных диалектов и культур. Ничего там "общего, общенародного" не было и близко. Именно поэтому, кстати, я использовала кавычки несколькими абзацами ранее. Но романтиков это ни коим образом не волновало. Вся эта "солянка" преподносилась, как народный эпос, источник, указывающий на общее прошлое для всех.

Сплошная фальсификация. Интеллигенция того времени из кожи вон лезла, лишь бы высосать из пальца доказательства народного родства.

Итак: уже сформированная идея единой нации + увлечение общим прошлым = национализм.

Национализм, у которого, на почве романтизации прошлого, уже выросли клыки. Поэтому Европу тогда и колотило, как припадочную от множественных повсеместных революций.

Романтизм уступил место другим течениям, а национализм остался расти и набирать обороты. А Гитлер с его "арийцами" и расовым превосходством поджидали за углом.

Как-то так удивительно получается, друзья мои. Спасибо, что не отписываетесь, терпите мою прокрастинацию и ждёте контент. Расскажите в комментариях ваши мысли. Нужен национализм, как народное самоопределение или нет. Где здоровый национализм, на ваш взгляд, а где оголтелый нацизм. Давайте поговорим.

Подписывайтесь обязательно на мой Дзен-канал и на мою телегу. У нас впереди много темных зимних вечеров и много материалов.

Кто хочет поддержать мой канал звонкой монетой, вот номер моей сбер-карточки: 2202202121803088

Люблю-обняла-увидимся! Пока!