35,8K подписчиков

Воскресенский собор в Шуе: тайны высокой колокольни

658 прочитали

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?

Давайте разбираться…

История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова

Фото Николая Винокурова/Фотобанк Лори
Фото Николая Винокурова/Фотобанк Лори

Это не отдельное здание, это целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафед­рального собора,
выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832).

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

Фото Игоря Сивцова
Фото Игоря Сивцова

В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря.

Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!

Отправиться в путешествие

Соборная колокольня

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-3

106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.

Строительство в 1810 году велось под началом Гауденцио Маричелли. Он планировал выстроить колокольню высотой около 64 метров, но просчитался: конструкция обрушилась…

Стройку передали архитектору Евграфу Петрову, ученику знаменитого Казакова. Он составил новый проект четырехъярусной колокольни, уменьшив высоту каждого яруса, но увеличив общую высоту. Строительство завершилось через 22 года, в 1832 году.

Колокола

В 1888 году под Харьковом произошла железнодорожная катастрофа, в которой чуть не погибла семья императора Александра III и сам государь. В честь чудесного спасения для шуйской колокольни отлили колокол в 20 тонн — седьмой по весу в России.

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-4

При перевозке колокола через реку Тезу лед проломился, и колокол затонул. Но сразу нашлись добровольцы, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола и извлекли его на берег. В мае 1891 года при огромном стечении народа колокол вручную на тросах подняли на третий ярус шуйской колокольни.

В советские годы почти все колокола были уничтожены. Сохранились лишь два. Сегодня они вновь участвуют в трезвоне на звоннице шуйской колокольни.

Шпиль

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-5

Двести лет само здание колокольни стоит крепко. А вот шпиль всё же пришлось поменять. Деревянный шпиль 45,5 м не выдерживал напора ветра, кренился и ломался. В 1868 году инженер Журавский перестроил шпиль, взяв за основу стальной каркас Эйфелевой башни.

«Шуйское дело»

В 1922 году вышел декрет «Об изъятии церковных ценностей». Формально он был направлен на помощь голодающим Поволжья. Но на самом деле советская власть намеревалась использовать изъятие для провокаций и начала гонений на Церковь.

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-6

Прихожане Воскресенского Шуйского собора несколько дней не пускали комиссию по изъятию в церковь. 15 марта по защитникам стали стрелять. Многих ранили, некоторых убили. Собор был разграблен.

По итогу 19 человек были арестованы, трое, в том числе и настоятель собора протоиерей Павел Светозаров, — расстреляны.

А «Шуйское дело» использовали как прецедент для начала масштабных репрессий духовенства по всей стране, арестов и грабежей.

В 2000 году семеро пострадавших во время шуйских событий 1922 года были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. А рядом с колокольней в Шуе в 2007 году установили памятник.

Икона Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-7

В 1654–1655 гг. всю центральную Россию охватило моровое поветрие. По просьбе шуйцев иконописец Герасим Иконников написал список со Смоленского образа Богородицы. Когда в Шуе появилась эта икона, болезнь, унесшая к тому времени половину населения города, отступила. Еще дважды по молитвам к этой иконе Шуя избавлялась от эпидемий чумы (1772) и холеры (1831). В 30-е годы ХХ века икона исчезла, и где она сейчас — неизвестно. В соборе находится чтимый список этого образа.

Дорога

Фото Владимира Смирнова/ТАСС
Фото Владимира Смирнова/ТАСС

Для жителей Ивановской, Московской, Ярославской, Нижегородской областей поездка в Шую — отличный вариант семейной поездки на выходные. Добираться до города удобнее по железной дороге.

От Москвы до Шуи по железной дороге — 304 км. В пути вам придется провести примерно 3 часа. Поезда «Ласточка» до Шуи отправляются с Курского и Восточного вокзалов.

От станции Шуя нужно дойти до автобусной остановки «Площадь Революции». Оттуда ходит много автобусов до остановки «Центральный рынок». Дальше полкилометра пешком до собора.

Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века?-9

Шуя — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги. Не так давно в Шуе отремонтировали здание вокзала, построенное еще в 1896 году в псевдорусском стиле. Восстановили даже башенку с часами.

Водонапорная башня рядом с вокзалом — тоже исторический памятник. Это старейшая башня на Северной железной дороге. Она и по конструкции отличается от более поздних башен: во времена, когда башня была установлена, еще не были изобретены гидроколонны для заправки паровозов. Башни ставили вплотную к путям и паровозам воду заливали просто через настенный кран.