В честь военных побед сооружали не только колонны и обелиски. Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, называемая также Чесменской, была построена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.
По преданию, место для строительства храма было выбрано не случайно: якобы именно здесь Екатерина II получила от курьера известие о победе в Чесменском бою.
Первый камень храма торжественно заложили 6 июня 1777 года. Автором проекта стал Юрий Фельтен. Его же авторству принадлежат некоторые другие сооружения, напоминающие о победах в русско-турецких войнах.
Вероятно, псевдоготический стиль Фельтен выбрал не случайно. В XVIII веке готика часто рассматривалась как абсолютная противоположность классицизму, восходящему к античности. Поэтому зодчие зачастую сплетали этот стиль с экзотическими архитектурными традициями, в том числе турецкими. Готические ворота Башни-руины и некоторые мотивы Красного каскада свидетельствуют об этом.
Компактная, словно устремившаяся в небо церковь украшена ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками. Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами.
Необычен скульптурный декор церкви. Над входом симметрично расположены скульптуры «Вера» и «Надежда», которые нарушают каноны изображения женщин в православии. Обе фигуры представлены с распущенными волосами и без головных уборов.
Кроме того, крест в руке «Веры» — латинский. Форма его в России среди православных считалась несовершенной, ассоциировалась с католицизмом.
Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой.
Возведение храма завершили к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. На торжестве присутствовала императрица Екатерина II, которая и повелела в память о победе «именовать церковь и дворец Чесменскими».
До этого путевой дворец, также построенный Фельтеном, называли Лягушачьим. Идея этого названия тоже принадлежала императрице: местность, выбранная для строительства дворца, носила финское название «Кекерикексинен», что в переводе означало «Лягушачье болото». Екатерина II сочла его забавным, и название прижилось.
Дворец и церковь представляли собой единый архитектурный ансамбль. Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место.
Храм закрыли 1 июня 1919 года. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Вместо креста на куполе установили скульптурные изображения наковальни, клещей и молота. С 1930 года в храме находились столярные мастерские Автодорожного института. Именно в тот год в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас, изготовленный по рисунку Фельтена. Позднее церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной.
В шестидесятые годы в Чесменской церкви начались крупные реставрационные работы. В декабре 1977 года здесь был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Военно-морского музея.
После распада Советского Союза здание церкви вернули верующим. Работы по восстановлению в 1996 году, и уже в ноябре 1998 года в храме освятили иконостас. Восстановить его удалось по чертежам, обнаруженным в Российском государственном военно-историческом архиве.
Сегодня в здании церкви действует воскресная школа для детей и подростков.
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Наша задача — вернуть Санкт-Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города.