Казанский собор — один из неофициальных символов города. Его построили по проекту молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного.
Как же вышло, что при таком количестве именитых зодчих строительство собора поручили крепостному?
В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект нового собора. Построить его предполагалось на месте небольшой церкви Рождества Пресвятой Богородицы на центральной улице города — на Невском проспекте.
Участие приняли именитые архитекторы, и сперва император одобрил проект Чарлза Камерона, известного своими постройками в Павловске и Царском Селе.
Однако вскоре император отозвал своё решение. Ни один проект так и не утвердили.
Спустя год граф Александр Строганов, бывший на тот момент президентом Императорской Академии художеств, добился того, чтобы архитектором собора стал его протеже и бывший крепостной Андрей Воронихин.
Заметив талант Воронихина, Строганов сперва отправил его вместе с братом Ильёй учиться в Москву, а после, в 1786 году, и вовсе освободил его от крепостной зависимости. Граф послал талантливого молодого человека учиться зодчеству — сперва в путешествие по России, а после в Женеву и Париж.
Инвестиции оправдались: проект Воронихина получил одобрение, а граф стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Основная сложность при строительстве заключалась в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны были находиться на западной стороне — а проект требовал, чтобы будущий собор был обращён к Невскому проспекту. Именно так появилась знаменитая колоннада: ею Воронихин оформил выходящую на Невский площадь и оригинально решил проблему.
В годы советской власти собор пострадал. В 1922 году большевики изъяли церковные ценности — в том числе и уникальный облицованный серебром иконостас, созданный по проекту известного архитектора Константина Тона. В ноябре 1932 года в соборе открыли Музей истории религии и атеизма — вслед за антирелигиозным музеем с маятником Фуко в Исаакиевском.
Сегодня Казанский собор можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Вас впечатлит величественный зал с колоннами из финского гранита, сохранившиеся барельефы и бережно восстановленный тоновский иконостас. А потрясающий вид на колоннаду открывается со смотровой площадки на крыше Дома Зингера.
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Наша задача — вернуть Санкт-Петербургу значимые объекты культурного наследия, созерцание которых радовало бы нынешнее и будущие поколения, и внести вклад в историю города.