Если, по меткому определению Максима Горького, Крым является “музеем под открытым небом”, то Ялта несомненно представляется нам курортной столицей Крыма, причем городом вполне фешенебельным.
В первый раз я посетил Ялту и сделал фото этого памятника на набережной Ленина, что на этом фото, летом 2005 года новой эры. Второй раз я увидел тот же бронзовый памятник “Чехов и дама с собачкой” уже в 2014 году новой эры, в жаркий августовский день. Изменился ли памятник, если изменились для Крыма общественно-исторические условия и его статус? Памятник из бронзы ничуть не изменился, несмотря на перипетии политической жизни полуострова в период “крымской весны” поистине рокового 2014 года новой эры. Думаю, что этот процесс сложный и противоречивый, как и сама непростая история Ялты – поистине жемчужины Крыма. Расскажу, что же представляла собой Ялта во времена писателя Антона Чехова.
Итак, Ялта (Джалита) во времена вхождения Крыма в состав Российской империи была лишь деревушкой. Активное освоение и строительство началось лишь губернаторе Новороссии Михаиле Воронцове. Уже в 1838 году новой эры был образован Ялтинский уезд, и Ялта становится небольшим городом. А в 1843 году новой эры по приказу русского правительства инженеры начертили первый план Ялты.
После разрушительной Крымской войны, а именно в 60-х годах XIX века профессор Сергей Боткин провел исследования и пришел к выводу, что климат Южного берега Крыма целебен и порекомендовал императорской фамилии приобрести здесь дачу (позже царь с семьей обосновался именно рядом с Ялтой, в соседней Ливадии). И тогда действительно начался строительный бум: прокладывались дороги, на берегу моря застраивались дачами участки. Вот именно в то время и заговорили о Ялте как о модном курорте, и город получил неофициальное наименование — “русская Ривьера”. Ялта с этого времени – популярный аристократический курорт. Ялте прошли пять последних лет жизни Антона Чехова (1860 – 1904). Его “Белая дача” ныне – Дом-музей Чехова, одна из главных достопримечательностей города.
Чехов вошел в литературу XIX века писатель-новатор, в основных чертах непохожий на представителей своей профессии. Дело в том, что Антон Павлович не писал большие романы в нескольких томах; ему, наверное, не очень нравилось писать именно в таком стиле. К тому же, Чехов никогда не делился своими сокровенными мыслями со своими читателями. Зато в своих книгах он отличался меткостью мысли и лаконичностью сюжета. Его произведения, хоть и без особого акцента на политико-правовые взгляды автора, тем не менее отличаются злободневностью и актуальностью даже для нас, сегодняшних читателей. И сквозь строки его книг также просматриваются ирония и тонкий юмор.
Манера написания сюжетов и создания героев у Чехова особенная: мало описательных примеров героев, но очень много важных деталей разговора главных персонажей, вещей, что указывают на характер чеховских героев, отношение автора к своим персонажам, но без эмоциональных переживаний, отличных от душевных терзаний Л. Толстого или Ф. Достоевского и других писателей, предшественников “серебряного века” русской культуры.
#ялта #история #чехов #крым #туризм #историческийблог #путешествие #антончехов
Продолжение и окончание статьи на сайте по ссылке
Литература:
Крым, Бол. истор. путеводитель/ А. Р. Андреев. – Москва: Экспо: Алгоритм, 2014 г.
Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные: Роман. Чехов А. П. Рассказы; Вишневый сад: Комедия/ Вступ. статья и примеч. В. И. Кулешова. – М.: Дет. Лит., 1980.